8 912 151 75 31
e-mail: museum1960@mail.ru

Едут, едут по Берлину…

06 марта 2025 г.

Народная  помощь фронту

С первых дней Великой Отечественной в Советском Союзе начался массовый патриотический подъем, которого в стране до того еще не было никогда. Он разворачивался под лозунгом «Все для фронта, все для победы». Впервые этот призыв появился в газете «Правда» с легкой руки главного редактора Петра Поспелова. Призыв ни к чему не обязывал и не имел никакой конкретики, однако люди откликнулись на него и стали массово вносить пожертвования для нужд Красной Армии.

Делегация колхозников Ленинского района Московской области передает Красной Армии танковую колонну «Московский колхозник», состоящую из 21 танка КВ-1С. Декабрь 1942 год.

 

Чтобы процесс передачи материальных средств для фронта стал более организованным, был создан государственный Фонд обороны. На него каждый гражданин мог внести свою лепту. Люди массово сдавали в Фонд обороны деньги, ценные вещи и драгоценности, которые направлялись  на производство танков, самолетов и другого вооружения. Внести пожертвование в фонд обороны  можно было через любое отделение Госбанка. Так, к примеру, в Челябинском отделении Госбанка даже установили круглосуточное дежурство для приема денег и ценностей от населения – настолько массовым было стремление граждан!

Каждый шестой самолёт или танк в СССР в годы Великой Отечественной войны был построен на личные взносы. Советские люди не только отдавали борьбе с тёмной силой нацизма свои жизни, силы и рабочее время, но подкрепляли экономические возможности государства своими последними сбережениями. На переданные средства было построено свыше 2,5 тысяч самолетов, тысячи танков а также восемь субмарин и шестнадцать катеров. Таким образом, подсчитано, что граждане страны своими пожертвованиями покрыли расходы государства на год ведения войны.  

 

Михаил Шолохов

 Михаил Шолохов

 

Первым представителем творческой элиты, кто передал в Фонд обороны личные средства, был писатель Михаил Шолохов. Он пожертвовал 100 тысяч рублей, которые заработал на своем произведении «Тихий Дон. Вслед за Шолоховым вырученные деньги от своего творчества в помощь фронту передавали советские писатели Александр Твардовский  и Василий Лебедев, которые внесли еще по 50 тысяч. Знаменитые советские художники-карикатуристы «Кукрыниксы» объединившись Самуилом Маршаком и Сергеем Михалковым,  купили для фронта тяжелый танк КВ, стоимость которого на тот момент превышала 500 тысяч рублей. Леонид  Утесов внес деньги на постройку двух истребителей. Один из них носил надпись «Веселые ребята». А летал на нем пилот Попков, который впоследствии стал образом легендарного комэска Титаренко в картине «В бой идут одни старики».

Члены экипажа танка КВ-1 «Беспощадный», построенного на средства художников Курыниксов (М. В. Куприянов, П. Н. Крылов и Н. А. Соколов) и поэтов: В. М. Гусева, С. В. Михалкова, Н. С. Тихонова, С. Я. Маршака. Танк был построен на средства художников и поэтов, получивших Сталинскую премию и передавших ее в фонд обороны. 25 мая 1942 года на торжественном митинге в присутствии Маршака, Михалкова и Кукрыниксов танк передан 6-й гвардейской танковой бригаде (впоследствии — 23-я отдельная гвардейская танковая Ельнинская Краснознаменная бригада). Боевая машина находилась в строю в общей сложности 9 месяцев, в первый раз подбита в марте 1943 года во время наступательных боев в Орловской области. Тогда же потери понес и экипаж танка — погибли командир, старший лейтенант Павел Максимович Хорошилов, и командир орудия танка, гвардии старшина Алексей Иванович Фатеев. Поврежденный танк был отправлен в ремонт и заново введен в строй, но 31 августа 1943 года подбит под Ельней второй раз и уже не восстанавливался

 

Вслед за деятелями культуры потянулись и простые рабочие. Уже в августе все того же 1941 года рабочие железной дороги организованно вышли на всесоюзный воскресник, за счет чего смогли собрать для фронта еще 20 миллионов. В то же время рабочие столичного завода под названием «Красный пролетарий» вышли с другой полезной инициативой – отчислять на нужды фронта одну тридцатую часть своего заработка ежемесячно (то есть деньги, заработанные за один полный рабочий день). Инициатива была вполне здравой и вскоре примеру столичных рабочих последовали и рабочие других предприятий Советского Союза.

 

Танк «Горьковский пионер»

Танк «Горьковский пионер»

Школьники из города Горький на торжественной линейке перед началом учебного года обратились к своим сверстникам с призывом помочь в сборе средств на строительство танка. Дети отозвались и стали массово собирали макулатуру, металлолом, целебные травы… Уже к середине января 1942 года на линию фронта прибыл танк «Горьковский пионер», построенный на  собранные школьниками средства. Впоследствии экипаж этой бронемашины громил фашистов под Москвой.

А в январе 43-го в одной из газет появилась статья о том, как девочка Лена из Москвы передала в Фонд обороны сто десять рублей на постройку самолета, чтобы отомстить за своего папу, погибшего на фронте. По словам ребенка, эти деньги она собирала на новогоднюю елку. Вскоре по ее примеру «конфетные» и «елочные» деньги в фонд обороны начали передавать и другие детишки Советского Союза.

 

По благословению

Существенный вклад в Фонд обороны внесли и представители Русской Православной церкви. В конце декабря 1942 г. местоблюститель патриаршего престола митрополит Сергий обратился к священнослужителям и прихожанам с призывом собрать деньги на постройку для фронта колонны танков «Дмитрий Донской».

Танковая колонна «Дмитрий Донской» в ден передачи ее войскам.

 

Патриархия выделила на общее дело 100 тысяч рублей, еще 300 тысяч Елоховский кафедральный собор, еще 100 тысяч рублей внес сам настоятель. Не жалели собственных сбережений и священнослужители из других городов. Так протоирей из города Горький выделил на строительство колонны собственные 200 тысяч рублей. Русское духовенство собрало свыше 300 млн. рублей. На эти средства были построены танковая колонна «Дмитрий Донской» и авиационная эскадрилья «Александр Невский».

 

Всем миром

На народные деньги строили танки, боевые самолеты, торпедные катера, подводные лодки и бронепоезда. Советский крестьянин-колхозник Ферапонт Головатый на продаже мёда (он был очень дорогим) собрал 100 тыс. рублей и внёс их на строительство самолёта. «Всё, что я своим честным трудом заработал в колхозе, — писал Ферапонт в телеграмме на имя Сталина, — отдаю это в фонд Красной Армии… Пусть моя боевая машина громит немецких захватчиков, пусть она несёт смерть тем, кто издевается над нашими братьями, невинными советскими людьми. Сотни эскадрилий боевых самолётов, построенные на личные сбережения колхозников, помогут нашей Красной Армии быстрее очистить нашу священную землю от немецких захватчиков». Известно, что в семье Головатого ушли на фронт два его сына и три зятя.

Летчик Б. Н. Ерёмин на истребителе Як-1 с дарственной надписью «Лётчику Сталинградского фронта гвардии майору Ерёмину от колхозника колхоза «Стахановец» тов. Головатого». Борис Николаевич Еремин (1913—2005) в годы войны совершил 342 боевых вылета, провел свыше 100 штурмовок позиций противника, участвовал в 70 воздушных боях, сбил 23 немецких самолета (8 лично, 15 в группе). Дважды был сбит, дважды ранен. Удостоен множества наград, в том числе шести орденов Боевого Красного Знамени. Дважды (в 1944 и 1945 годах) представлялся на звание Героя Советского Союза, но этого звания был удостоен только в 1990 году

 

На всю страну прогремела Мария Октябрьская – военнослужащая-танкист. Её муж полковой комиссар погиб летом 1941 года. Мария стала добиваться, чтобы её направили на фронт. Однако ей отказывали: проблемы со здоровьем и возраст (36 лет). Тогда она с сестрой продала все ценности и вещи и стала заниматься вышивкой (скатерти, платочки, салфетки и пр. хорошо шли на базаре). Собранные 50 тыс. внесла на строительство танка Т-34. И обратилась к Верховному Главнокомандующему Иосифу Сталину с просьбой: «В боях за Родину погиб мой муж — полковой комиссар Октябрьский Илья Федотович. За его смерть, за смерть всех советских людей, замученных фашистскими варварами, хочу отомстить фашистским собакам, для чего внесла в Госбанк на построение танка все свои личные сбережения — 50 тыс. рублей. Танк прошу назвать «Боевая подруга» и направить меня на фронт в качестве водителя этого танка. Имею специальность шофёра, отлично владею пулемётом, являюсь ворошиловским стрелком. Шлю Вам горячий привет и желаю здравствовать долгие, долгие годы на страх врагам и на славу нашей Родины».

Передача танка Т-34 «Боевая подруга» экипажу коллективом Свердловского хлебомакаронного комбината. 93-я танковая бригада. Зима 1943 года

 

 

Сталин дал добро. Мария училась в Омском танковом училище, стала первой в стране женщиной механиком-водителем танка. С октября 1943 года сражалась на своём танке. В январе 1944 года в ожесточенном бою была тяжело ранена, ушла в небесный полк 15 марта 1944 года. Посмертно – Герой Советского Союза.

Таких примеров было множество. Люди по отдельности и целыми коллективами жертвовали всё что имели, чтобы приблизить победу.  В итоге советские граждане пожертвовали Родине 94,5 млрд. рублей.  Каждый шестой самолёт и танк был построен на народные взносы. У каждой боевой машины, построенной на деньги, собранные населением, было свое уникальное название, например, «Иван Сусанин» или «Ивановский колхозник». Дошло до того, что для любой области или края страны не иметь на фронте «собственную» именную колонну танков, эскадрилью самолетов или хотя бы одну боевую машину считалось дурным тоном.

Колхозники Московской области передают советским воинам танки КВ-1С

 

Вклад жителей Коми края

Десятки миллионов рублей было внесено на постройку танковых колонн “Коми колхозник” и имени Коми АССР, авиазвеньев “Печорский комсомолец” и “Коми пионер”, отдельных танков и самолетов. На боевых машинах, созданных уральскими рабочими на средства трудящихся Коми АССР, советские воины громили врага на многих фронтах.

Сбор денег для фронта. 1942 г.

 

 

Самолет-истребитель «Пионер Коми АССР» участвовал в боях под Сталинградом, танк, построенный на средства Тентюковской сельхозартели им. Н. Оплеснина, а также научных работников и служащих Коми базы Академии наук СССР, участвовал в боях в составе гвардейской Идрицкой Краснознаменной танковой части. Танковая колонна, созданная на средства трудящихся Сыктывкара, действовала в составе войск генерал-полковника Катукова на Курской дуге, участвовала в освобождении Украины и в других боевых операциях.

Рабочие, служащие, колхозники  Коми АССР в ходе патриотических акций за годы войны внесли в Фонд обороны и на строительство танков, самолетов, техники и вооружения 59 млн. 130 тыс. руб. Кроме того колхозники сдали в этот Фонд 4800 голов скота, 208 т зерна, 236 тыс. литров молока, 126400 т овощей.

За помощь фронту в сборе средств от Верховного Главнокомандующего, Председателя Государственного Комитета Обороны И.В. Сталина в республику пришло 49 телеграмм с благодарностью. Например, 11 января 1943 г. была получена телеграмма следующего содержания: «Передайте трудящимся Коми Автономной Советской Социалистической Республики, собравших 15 млн. руб. на строительство танковой колонны «Колхозник Коми АССР» и эскадрильи боевых самолетов «Коми комсомолец», мой братский привет и благодарность Красной Армии».

 

Вместе со всей страной

Неоднократно благодарственные телеграммы от Верховного Главнокомандующего приходили и в Воркуту.  В том числе, в связи со сбором средств на строительство танковой колонны «Шахтер Воркуты».

Вырезка из газеты Заполярная кочегарка от 8 марта 1944 года

Инициатива по сбору средств на ее строительство принадлежит бойцу военизированной охраны «Воркутстроя» Моисею Ивановичу Лодаренко, который 29 февраля 1944 года  внес в Фонд обороны 10 тыс. рублей из личных сбережений на вооружение Красной Армии. В тот же день о своей инициативе Моисей Лодаренко сообщил в телеграмме на имя товарища Сталина. И уже 8 марта 1944 года вождь народов ответил на инициативу бойца благодарственной телеграммой.  

Вырезка из газеты За новый Север от 7 апреля 1944 года

К сбору средств присоединились шахтеры и железнодорожники, энергетики и колхозники, рядовые работники и руководители Воркутстроя, студенты и учащиеся. Уже спустя месяц, в начале апреля 1944 года в Москву на имя И.В.Сталина ушла телеграмма, в которой сообщалось о собранных средствах: «Коллектив шахтеров, строителей, инженерно-технических работников и служащих Печорского угольного бассейна, комбината «Воркутауголь»… собрали на танковую колонну 2.199.000 руб., их них 1 554000 наличными и 644100 руб. облигациями госзаймов».

Ответ Верховного Главнокомандующего не заставил себя ждать. Телеграмму со словами благодарности газета «Заполярная кочегарка» опубликовала уже 10 апреля 1944 года. Строительство боевых машин и формирование танковой колонны заняло без малого год. Новость о начале боевого пути «Шахтера Воркуты» город узнал 6 марта 1945 года. Генерал-майор танковых войск Иван Алексеевич Липодаев - заместитель начальника по политической части Главного Управления формирования и боевой подготовки бронетанковых и механизированных войск Красной Армии сообщал, что на средства, собранные коллективом работников комбината Воркутауголь, построена танковая колонна «Шахтер Воркуты» и передана войскам генерал-полковника танковых войск Михаила Ефимовича Катукова.

Вырезка из газеты За новый Север от 10 апреля 1944 года

Согласно сведениям о стоимости боевых машин в годы Великой Отечественной войны, которые Министерство обороны РФ рассекретило только в 2018 году, собранных воркутинцами средств хватило на строительство 12-17 танков, в зависимости от моделей боевых машин.

Сведения о боевом пути «Шахтера Воркуты» еще только предстоит разыскать в  Центральном государственном архиве РФ. Вполне возможно, что вместе с войсками 2-го Украинского фронта в составе 1-й гвардейской танковой армии танковая колонна, построенная на средства воркутинцев, принимала участие в Висло - Одерской и Берлинской боевых операциях.

Не исключено, что «Шахтер Воркуты» штурмовал столицу фашистской Германии и, возможно, где-то в архивах ждут своего срока не опубликованные до сих пор фотографии танков с надписью «Шахтер Воркуты» на броне.