Молодой художник, единственный сын милиционера, возглавлявшего в послевоенной Одессе отдел по борьбе с бандитизмом, приехал в заполярную Воркуту 26-ти лет отроду. Незаурядные способности проявились мгновенно: в проектном институте «ПечорНИИпроект», куда Р. Юнитер был принят на работу в мае 1966 года, уже через два месяца он был назначен литературным редактором, а затем – старшим художником.
Следующий и, наверное, самый главный поворот в судьбе Роберта Юнитера произошел в начале 1973 года. 19 февраля он перешел на работу в газету «Заполярье» и, став фотографом, взял себе псевдоним Роман Митин. Правильность такого его выбора подтвердило время. Романом или Романом Дмитриевичем его называли не только коллеги и читатели! Именно этим именем - Роман - к Юнитеру обращается даже его мама – Берта Львовна. Письма к сыну сохранились в личном архиве Р. Митина, который редакция газеты «Заполярье» передала в Воркутинский муниципальный архив. А широкую известность псевдониму создали фотографии Романа Митина, которые иллюстрировали не только публикации воркутинской «Заполярки», но и передовицы многих республиканских изданий, и даже печатались в главных газетах страны.
Фотограф, а, точнее, фотокорреспондент Роман Митин пришел работать в газету в период «развитого социализма», когда «Заполярье» была официальным печатным органом Воркутинского городского комитета КПСС и городского Совета депутатов трудящихся. В сознании горожан основательно укрепилась советская идеология и твердая приверженность коммунистическим идеалам. На всю страну гремели рекорды воркутинских горняков, город активно строился и развивался. Этот яркий, активный, насыщенный событиями период воркутинской истории сохранился в сотнях и тысячах фотографий Романа Митина. Его стараниями со страниц «Заполярки» на читателей газеты смотрели передовики производства самых разных предприятий города, молодежь и ветераны, представители всех без исключения профессий, видные партийные и советские деятели, обычные горожане и, конечно, счастливая воркутинская детвора.
Фотокорреспондентом главной воркутинской газеты Роман Митин оставался на протяжении двадцати лет, несмотря на то, что уже в 1990-м он был назначен ответственным секретарём «Заполярки», а затем - редактором отдела. Одновременно проявились и талант художника, и незаурядные журналистские способности. В газете часто публиковались его графические работы – портреты, пейзажи, праздничные открытки, лирические рисунки, шаржи и карикатуры. А вот основательно заняться публицистикой Р. Митин смог только с 1993 года, когда на должность фотокора газеты был принят его друг Донатас Петрайтис.
Роман Митин - остроумный, ироничный, эдакий эстет в неизменных джинсах и кожаном пиджаке с подлинно одесским чувством юмора, он мог писать на любые темы и в любом жанре. Но важнейшее место в его журналистской деятельности заняли публикации о судьбах политзаключенных. Уже в конце 80-х годов Юнитер был в числе первых организаторов и активистов общественного движения по восстановлению справедливости к жертвам политических репрессий, которое тогда развернулось в Воркуте.
Героями газетных публикаций, посвященных узникам «Воркутлага», были, в основном, выдающиеся, незаурядные личности. Но Р. Митин считал своим нравственным и профессиональным долгом сохранить для истории имена и судьбы рядовых узников, так же страдавших от каторжного труда и лишений. Поиску и сбору сведений о тех, кто отбывал наказание в Воркуте, Роман Митин до последних дней посвящал все свое время, свободное от выполнения обязанностей заместителя реактора газеты, забыв о личной жизни, о проблемах со здоровьем и накопившейся усталости. Публикации получают широкий отклик у родных и близких бывших заключенных. Из самых разных уголков большой советской страны в Воркуту летят десятки писем с благодарностями за драгоценные сведения о судьбе давно потерянных родственников.
В 1999 году по инициативе Романа Дмитриевича в газете «Заполярье» из номера в номер публикуется «список Юнитера» - имена 1158 политзаключенных, работавших в комбинате «Воркутауголь» с полными сведениями из их чудом сохранившихся служебных карточек. Сами эти карточки – подлинные свидетельства человеческих судеб - Роман Дмитриевич еще при жизни передал в Краеведческий музей Воркуты, где они и хранятся и сейчас.
В апреле 2000 года Роман Митин готовился отметить свое 60-летие. Планы перечеркнул страшный диагноз – рак легких, неожиданно выявленный в ходе планового обследования. Вместо юбилейных торжеств – сложная операция и долгий путь реабилитации… Он все время поддерживал отношения с коллегами и продолжал писать. В этот время в газете появилась его новая рубрика – «Фотомемуары». В ней Роман Дмитриевич вспоминал о командировках и встречах с удивительными людьми за все долгие годы работы фотокором «Заполярки».
Как раз в то время, после перенесенной операции близкие уговаривали Юнитера перебраться в более комфортные условия – в Москву или в родную Одессу. Но Роман Митин выбрал Воркуту. «Я выбрал Север, работу, без которой себя не мыслю, друзей, знакомых, которые со мной считаются, и, надо думать, уважают. Потом, не смейся только, у меня есть – назовем их так – творческие планы. Маленькие, но они мои. И осуществить их я могу только здесь, в Воркуте», - такую цитату из письма Романа Юнитера привели его друзья и коллеги из редакции газеты «Заполярье» в анонсе к выставке его работ. «Здравствуй, Р. Митин – художник, фотограф, журналист!» - так называлась выставка, в которой друзья и коллеги сумели осуществить творческие планы мастера. Выставка открылась в Городском выставочном зале музейно-выставочного центра Воркуты 26 апреля 2001 года в день рождения автора, до которого Роман Дмитриевич не дожил ровно 2,5 месяца.
Определение «запечатлевшие время» очень точно подходит к личности Романа Юнитера. Во-первых, как художник и фотограф в своих работах он оставил тысячи свидетельств наиболее значимых и абсолютно заурядных событий жизни Воркуты и сохранил изображения тысяч воркутинцев – знаменитых и рядовых. Во-вторых, оставаясь верным себе, в своих журналистских, графических и публицистических работах он сумел запечатлеть особый период истории, когда в водовороте крушения советского государства, одновременно формировалась современная России и ее особенные граждане с новой системой ценностей и приоритетов. И, наконец, в-третьих, потому что, разыскивая, собирая и публикуя материалы, связные с биографиями узников ГУЛАГа, в том числе, сведения из служебных карточек людей, родившихся во второй половине IXX - начале ХХ века, Роман Митин помог сберечь память об их судьбах, а значит, сумел запечатлеть для истории период времени вдвое дольше, чем прожил сам.