8 912 151 75 31
e-mail: museum1960@mail.ru

Художественная коллекция

ВМВЦ является обладателем уникальной коллекции советских художников, которая охватывает 87-летний период в истории советского искусства с 1925 по 2012 годы.  Важной особенностью ее является тот факт, что основная часть была собрана в достаточно сжатые сроки – всего за несколько десятилетий, и, буквально «всем миром»: за счет поступлений от частных лиц, местных предприятий, при активном деятельном участии органов местной власти и общественных организаций республиканского и союзного масштаба. 
В художественном собрании ВМВЦ представлены имена ведущих мастеров живописи и графики отечественного искусства: Ромаса Я.Д, Пахомова А.Ф., Платунова М.Г., Каца И.Л. и др.; а также имена известных республиканских художников – Полякова В.В., Ермолина Р.Н., Митюшева П.М, Торлопова С.А., Дмитриева Г.А. Уникальный характер собрания обусловлен и тем, что его существенной частью являются работы репрессированных художников Бенделя П.Э.,  Вундера Я.Я, Иванова К.П., Шеплетто Ю., Шмидта А.А., которые всего несколько десятилетий спустя стали артефактами большой исторической и культурной значимости союзного масштаба (раритетной частью художественного собрания межрайонного музея). 
Переданные в дар музею произведения графики и живописи были посвящены природе родного Коми края, его первооткрывателям, правдиво отражали реалии советского времени и мечты о справедливом  общественном устройстве. Тема освоения крайнего Севера стала основной при отборе новых поступлений в коллекцию.
Живопись. Основой коллекции стали произведения известных советских художников,  переданные безвозмездно Воркутинской картинной галерее в 1965 году секретариатом правления Союза художников РСФСР. Еще одним крупным поступлением в коллекцию стали живописные пейзажи и этюды, созданные репрессированным художником Яковом Яковлевичем Вундером, закупленные городскими органами власти после его трагической гибели в 1966 г. Впоследствии, коллекция произведений этого художника пополнялась путем целенаправленных закупок и дарением частных лиц. Особенно важной частью художественного наследия Я.Я.Вундера являются его пейзажи и этюды, посвященные природе Полярного Урала, а также серия графических портретов актеров воркутинского-музыкально драматического театра, имеющая большую художественную и историческую значимость. Среди них – этюды с пленэра с видами тундры, Полярного Урала и побережья Карского моря; зарисовки начала застройки города и наброски из жизни и быта геологов. 
В конце 1970-х гг художественный раздел ВМВЦ пополнился картинами художника В.Т.Степанченко. Он воплотил в художественные образы сцены мирного строительства, портреты коллег по цеху, созданные в своеобразной манере. Картины этого художника, стали важной составляющей коллекции, являясь ярким образцом «суровой» стилистики. Главной темой творчества В.Т.Степанченко стало воплощение впечатлений от многочисленных поездок и встреч с людьми разных профессий, которые живут и трудятся на Крайнем Севере. Книжная графика представлена в коллекции иллюстрациями к книгам Коми писателей В.Полякова, Порохни В.В.    
Графика. С конца 1960-х гг  руководством Краеведческого музея была начата закупка печатной графики современных авторов, посвященной истории создания Воркуты. В 1970-е гг. коллекция пополнилась серией графических листов из серии «Урал», зарисовками заслуженного деятеля искусств РСФСР, ленинградского художника М.Г. Платунова, созданная им в путешествии по Полярному Уралу в составе экспедиции Всесоюзного геологического общества в 1925 году. В нее вошли пейзажные этюды Коми края и портреты местных жителей, для которых характерны свежесть восприятия природы, передача особенностей внутреннего склада зырян и точное описание деталей их национальных костюмов. Этнографические зарисовки жителей республики Коми имеют большую научную, художественную и культурную значимость. Несколько работ отражают подвиг прославленного первопроходца Севера, покорителя Арктики - Г.Я. Седова. 
В воркутинском собрании хранятся графические листы, выполненные воркутинским репрессированным художником Кузнецовым А.С. Все они были созданы в период с 1938 по 1947 гг. и отражают страницы славного прошлого  Воркуты. Их историческая и художественная ценность удваивается, поскольку они были выполнены непосредственным участником событий тех лет. Он запечатлел внешний облик города в период его зарождения – поселок Рудник, жилые дома, узкоколейную ж/д, Дом культпросвета, здание Воркутинского музыкально-драматического театра и другие объекты культурного и социального назначения. Он создал эту графическую серию очень бережно, с большой любовью, не упустив из внимания ни красоты летней и зимней тундры, ни особенностей ее ландшафта. 
Важнейшей частью художественной коллекции являются офорты и другие виды печатной графики. В основном, это природные и индустриальные пейзажи с воспеванием ударного труда строителей города. Часть работ традиционно посвящены шахтерской тематике. 
В  конце 1980-х гг. художественная коллекция пополнилась графическими работами репрессированного московского художника П.Э. Бенделя, работавшего в 1945-1952 гг. в  Воркутинском музыкально-драматическом театре. В настоящее время в фондах музея хранится два десятка графических листов этого автора, в том числе портреты главного режиссера театра и работников труппы, которые являются ценным свидетельством зарождения творчества в недрах ГУЛАГа и воссоздают внешний облик работников первого творческого коллектива, стоявшего у истоков культуры Воркуты.
Скульптура. После первого поступления в 1965 г. в раздел скульптуры модели из гипса «Академик Павлов»  заслуженного художника РСФСР скульптора Коненкова, он стал заметно пополняться  в лишь 1970-80-е гг. , когда в Воркуту приехали скульпторы В.И. Смирнов и И.В. Пылаев. Закупленные у них в 1970-е годы скульптуры  посвящены природным особенностям Заполярья и первопроходцам Севера; трудовому подвигу шахтера, металлурга.
В музее хранятся скульптурные портреты известных ученых, актеров, общественных деятелей.  Большой исторической ценностью обладает  эскиз памятника «Первопроходцы Заполярья» И.В.Пылаева»,  посвященный геологам Севера. Памятник, выполненный по этому эскизу, был установлен в 1984 г. на пос.Рудник, но позже был вывезен в г.Сыктывкар, в связи с чем его гипсовый прототип стал ценной исторической реликвией, хранящейся в нашем музее. 
Большой пласт художественных произведений, собранных воркутинским музеем, посвящен истории ГУЛАГа. В ВМВЦ хранятся картины, офорты, скульптуры современных художников, датируемых 1990-нач.2000 гг., занимавшихся разработкой соответствующей темы, в том числе эскиз памятника жертвам политических репрессий «Воркутинское распятие» И.В.Пылаева. Ведение переписки сотрудников музея с репрессированным художником К.П. Ивановым позволило получить уникальный материал, включающий серию графических листов, посвященную работе воркутинского театра и  рисунки из серии «Гулаг-Воспоминания».  
Пополнение отдела скульптуры продолжилось в середине 1990-х гг.: закупкой бронзовой скульптуры малых форм: «Икар» и декоративной пластики из шамота В.И. Смирнова. Примерно в это же время скульптор И.В. Пылаев передал в дар большое количество скульптур, в числе которых портреты воркутинцев, декоративные произведения, эскизы. 
Воркутинский музей является обладателем уникальной коллекции монументальных батиков В.И. Смирнова. В них воплощены обобщенные образы человечества, обладающего огромной созидательной и разрушительной мощью. В них отражен взгляд художника-современника на ключевые события отечественной и мировой истории ХХ века и содержится высокий гуманистический смысл.
 Иконопись. В разделе иконописи находятся иконы, датируемые ХIХ – нач. ХХ века (в т.ч. иконы темперные, в технике масляной живописи, а также типографские иконы), образки, литые иконы-складни, кресты-распятия. В собрании представлены святые изображения разной сюжетной тематики: иконы христологического ряда, Богородичные иконы, иконы святых и святителей, иконы праздников и событий священной истории.    

 

Заведующий отделом Городской выставочный зал Т.М. Мичак

назад