Фотографии, документы и воспоминания, собранные в этой онлайн-выставке, рассказывают о судьбе и подвиге воздушного разведчика.
В.И. Дончук проводит учебные занятия с летным составом 108-й отдельной авиационной разведывательной эскадрильи, 1944 год, Карельский фронт
Василий Иванович Дончук родился 10 декабря 1910 года в Киеве.
В 1922 году после смерти отца, когда мать семейства вынуждена была много работать, чтобы прокормить детей, 12-летний Василий оказался в детском доме при Покровском монастыре. Строгая система воспитания оказала свое влияние: в 1927 г. Василий вступил в комсомол, а в 1928 г. - в школу фабрично-заводского ученичества (ФЗУ). Он стал токарем по металлу и одновременно студентом вечернего рабочего техникума. Затем инициативного парня отправили Сталинград тракторный завод, где он быстро из токаря становится наладчиком американских станков и поступает на вечернее отделение Сталинградского тракторного института. Как мастер 9-го пролета большого механо-сборочного цеха Василий Дончук постоянно выдвигал рационализаторские предложения, за что получает премии и книгу ударника. А по достижении призывного возраста он бл направлен в Военную школу морских летчиков и летчиков-наблюдателей ВВС РККА им. Сталина в Ейске, которую он окончил в 1935 году.
После военной службы работал в Гражданском Воздушном Флоте на Дальнем Востоке в 1935-1939 гг. В 1939-1941 гг. был командиром Югорского авиаподразделения, которое базировалось в поселке Абезь.
Уже в июне 1941 года В.Дончук попросил перевода к месту военных действий. Но в Заполярье его задержали почти до конца года. Добившись направления на фронт, Василий Дончук вместе со своим бортмехаником Владимиром Лосевым подняли в небо свой «П-5». На этом небольшом самолете и добрались до прифронтового аэродрома Карело-Финской особой авиагруппы. Таких фактов, когда летчики добирались до линии фронта на своих гражданских самолетах, в истории Великой Отечественной войны было немного. Поэтому сразу же на Дончука возложили выполнение самых сложных и опасных заданий командования, таких как вылеты за линию фронта. На своем небольшом «П-5» он перевозил партизан, доставлял им боеприпасы, на большую землю вывозил раненых и военные донесения.
За 190 боевых вылетов (из них 29 ночных в глубокий тыл врага) капитан Дончук в январе 1943 г. был награжден орденом Отечественной войны II степени. Штаб партизанского движения от себя наградил его медалью "Партизану отечественной войны" 1 степени. А сам летчик был направлен обучатся управлению новой техникой: американским бомбардировщиком Дуглас А-20 ("Бостон").
После обучения Дончук в ноябре 1943 г. стал командиром эскадрильи 114-го гвардейского ближнебомбардировочного авиаполка. А в мае 1944 г. - командиром 108-й отдельной авиационной разведывательной эскадрильи 7-й авиационной армии Карельского фронта.
На новый аэродром в небольшой поселок Африканда Василий Иванович прилетел на «бостоне» со своим боевым экипажем: штурманом Николаем Абрамовым, воздушным стрелком Василием Кожуховым и радистом Василием Сергеевым. В октябре того же года в этом же составе экипаж Дончука ушел в последний разведывательный полет.
Погиб гвардии майор Василий Иванович Дончук 21 октября 1944 года при выполнении боевого задания в районе норвежского города Киркенес.
Указом Президиума Верховного Совета СССР за образцовое выполнение заданий командования на фронтах борьбы с немецко-фашистскими захватчиками гвардии майору Дончуку Василию Ивановичу 2 ноября 1944 года присвоено звание Героя Советского Союза.
Дончук В.И. награжден двумя орденами Красного Знамени, орденом Красной звезды и Отечественной войны 2 степени, медалью «Партизану Отечественной войны» 2 степени.
23 февраля 1971 г. на здании Воркутинского аэропорта установлена памятная доска в память о герое-летчике В.И. Дончуке. А в декабре 1975 году решением исполнительного комитета Воркутинского городского совета депутатов трудящихся одной из улиц города Воркута присвоено имя Василия Дончука.
Так же имя В.И. Дончука носят улицы в городах Киеве и Хабаровске.
Был женат, воспитали дочь.
Василий Дончук в летном шлеме, 18 февраля 1933 года, г. Киев
В 1932 году, став членом ВКП (б), Василий Дончук по специальному призыву партии был направлен учиться в Военную школу морских летчиков и летчиков-наблюдателей Военно-воздушных сил Рабоче-крестьянской Красной армии имени Сталина, которая в июле 1931 г. передислоцировалась из Севастополя в Ейск.
Молодой летчик Василий Дончук на фото изображен в летной экипировке — на нем шлем с меховой подкладкой, поверх которого закреплены летные очки, справа видна кожаная поверхность куртки, а поверх мехового воротника куртки повязан толстый, ворсистый, шерстяной шарф. Вероятно, именно так он одевался позже, во второй половине 1930-х гг., когда, перейдя в гражданскую авиацию, вместе с женой Ларисой отправился на Дальний Восток. С 1935 г. он работал начальником лётной части и лётчиком-инструктором в аэроклубе Хабаровска, с 1936 г. на Камчатке был пилотом Акционерного Камчатского общества, доставлял грузы в труднодоступные районы.
Удостоверение участника Хасанских боев от 15 декабря 1939 года
Звание, нагрудный знак и удостоверение к нему Василий Дончук получил за выполнение особо важного задания.
В 1936 году он стал пилотом авиазвена Акционерного Камчатского Общества и переехал в Петропавловск-Камчатский вместе с молодой женой Ларисой. Звено гидросамолетов МП-1 базировалась в одном из заливов Авачинской бухты, озере Халактырка и выполняло задачи перевозки грузов и пассажиров, поиск заблудившихся людей и кораблей. Дончук перебрасывал поисковые отряды геологов и перевозил грузы для золотоискателей Колымы и Чукотки, был на Камчатке, на Карагинском и Камандорских островах.
Летательный аппарат типа МП-1 не имел сложного оборудования и даже радиосвязи, но мог разыскать в море рыбацкое судно и передать ему сообщение. Как-то Василий Иванович рассказывал сестре о том, как ему пришлось летать по руслу горной реки, ниже туч, нависавших прямо над верхушками деревьев. Он облетал все восточное побережье страны от Советской Гавани до Анадыря. В его задачу входила доставка грузов в труднодоступные районы, разведка местности.
Полученный опыт неожиданно пригодился во время боев у озера Хасан, куда Дончука вызвали по просьбе командования на разведку морских сил японцев вблизи района боевых действий. Супруга Дончука Лариса Филипповна позже вспоминала, как муж, предупредив, что ему предстоит важное задание, быстро собрался и ушел. Для нее потянулись томительные часы ожидания. Позже в документах Василия Ивановича было зафиксировано, что его участие в событиях возле озера Хасан продолжалось ровно 6 часов 40 минут. За это время на самолете «МП-1 бис» он успел совершить разведывательный полет протяженностью в 1250 километров. За это Василий Дончук получил удостоверение участника боевых действий и денежную премию, на которую летчик купил себе мотоцикл.
Удостоверение № 41 НКВД ГУЛЖДС «БАМПРОЕКТ» Дончука Василия Ивановича – командира авиаотряда от 5 апреля 1941 года
В 1939 году Василий Дончук был назначен командиром авиаотряда Главного управления лагерей железнодорожного строительства (ГУЛЖДС) НКВД СССР. Отряд входил в состав специального проектного института – «Бампроект», который занимался проектированием Байкало-Амурской железнодорожной магистрали.
Чтобы обеспечить деятельность «Бампроекта» по проектированию современного маршрута Байкало-Амурской магистрали в его составе был сформирован специализированный авиаотряд, пилоты которого производили аэрофотосъемку территории будущей магистрали для прокладки маршрута от Тайшета через Усть-Кут, Нижнеангарск, Тынду, Ургал, Комсомольск-на-Амуре с выходом в порт Советская Гавань. Авиаотряд, командиром которого был назначен Дончук, разведывал трассу будущего БАМа, обеспечивал работу партий геодезистов, геологов, гидрографов. Пилоты доставляли оборудование, продукты питания, расходные материалы и прочее. Без помощи с воздуха люди там не то что не сделали бы работу – они просто не выжили бы.
Весной 1941 г. В. Дончук направлен в Воркуту командиром Югорского авиаотряда в составе Главного управления лагерей железнодорожного строительства. Отряд Дончука базировался в поселке Абезь, откуда совершались вылеты над побережьем Северного Ледовитого океана и проливом Югорский Шар, в основном, по доставке грузов и ледовой разведке, а также спасательные операции.
Стратегической задачей летчиков было обеспечить воздушное сопровождение прокладки железной дороги до Воркуты. Близкая война грозила оккупацией Донбасса, который в те годы был главным поставщиком угля для промышленности. А Печорский угольный бассейн с месторождениями коксующихся углей обещал стать серьезной альтернативой. Полетов было очень много, над горами, тундрой и морем.
Летная книжка пилота Василия Ивановича Дончука с 1932 по 1944 годы
Это уникальный подлинный документ, который сопровождал лётчика с начала и до конца его лётной карьеры. Именно лётной. Поскольку офицер мог быть списан «на землю», и продолжать свою военную карьеру в наземных службах. Личная летная книжка содержит, по сути, самую полную летную биографию Василия Дончука. В ней отображены в подробностях: основные данные каждого полёта (цель или характер полёта, время, дата, тип самолета …); сводные данные за прошедший календарный месяц и год; сводные данные при изменении места службы; результаты различных проверок (тестирований); сведения о награждениях, авариях, поломках, взысканиях.
По установленному порядку основная часть разделов летной книжки заполняется штабом части. Под его контролем летчик ведет поденную запись летной работы, маршрутных полетов и огневой подготовки. Летная книжка содержит поденную запись всех вылетов с указанием даты, типа самолета, задания и продолжительности полета, результаты летной и боевой учебы, проверки техники пилотирования, другие записи, связанные с летной работой.
Посадка самолета П-5 на лед реки Воркута, 1930-е годы
На таком же самолете прокладывал авиационные маршруты от Абези и Воркуты до каменной гряды Пай-Хоя, черного камня Колгуева и птичьего клюва Канина Носа командир отдельного авиаотряда специальной авиационной группы Василий Иванович Дончук. В довоенные годы Дончук и пилоты его авиационного отряда, в том числе, обеспечивали транспортное сообщение между отдельными поселениями. По ярко-красному цвету самолетов летчиков из авиаотряда при управлении лагерями железнодорожного строительства знали не только исследователи, геологи и сотрудники различных подразделений НКВД, но и немногочисленные коренные жители Большеземельской тундры. На снимке нет пилота, поэтом невозможно однозначно определить был ли за штурвалом Василий Дончук или другой пилот из его отряда, которые неоднократно совершали такие полеты к поселку Рудник на берегу Воркуты. А потому традиционно осторожные оленеводы целыми семьями без опасений рассматривают приземлившийся на ледовую поверхность реки самолет П-5.
Василий Дончук с сестрой Надеждой, начало 1930-х годов
Фото сделано в период, когда Василий Иванович обучался Ейской летной школе или сразу после её окончания, когда он проходил службу в Московском военном округе.
Василий был младшим сыном волынского крестьянина Ивана Васильевича Дончука из села Бражинцы. Будучи столяром, Иван после службы в армии выбился внетабельные канцеляристы и женился на польской мещанке из Варшавы Гелене Феликсе (ставшей Еленой Андреевной). Василий родился и жил с родителями, четырьмя братьями и сестрой в доме 14 по Бибиковскому бульвары, где располагалась Первая киевская гимназия и канцелярия попечителя Киевского учебного округа. Попечителем в 1905-1912 гг. был известный физик, профессор Петр Зилов, в 1884-1905 г. преподававший в Варшавском университете. Вероятно, Иван Дончук, служивший при канцелярии, там и познакомился с великим человеком, жена которого затем крестила дочь Ивана во Владимирском соборе. При гимназии старший Дончук служил смотрителем здания и столяром, занимая полуподвал тут же, в здании. Детей у Дончуков было шестеро: Иван (судьба неизвестна), Виктор (до войны стал офицером), Александр (затерялся в эмиграции), Леонид (инвалид по зрению, разнорабочий, певец капеллы железнодорожников), Надежда и Василий.
Орденская книжка № 100732 на имя Дончука от 14 апреля 1943 года
Это подлинный документ в коллекции предметов, связанных с именем Василия Ивановича Дончука. Однако, из-за интенсивности боевых действий, в нее не успели внести все ордена, которыми был награжден летчик. Так случалось, если на передовой в период активных боевых действий воинских частей орденская книжка не могла быть оформлена. В орденскую книжку внесены только два ордена, которыми нагружён Василий Дончук - орден Красной Звезды и орден Отечественной Войны 2-й степени.
За свою недолгую, но яркую боевую биографию Василий Иванович Дончук был награжден орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны 2 степени, орденом Красной Звезды и медалями. А 2 ноября 1944 г. указом Президиума Верховного Совета СССР гвардии майору Василию Ивановичу Дончуку присвоено звание Героя Советского Союза.
Василий Иванович Дончук с женой Ларисой Филипповной и дочерью Наташей, 1942-1944 годы
С будущей женой Ларисой Филипповной молодой летчик познакомился на теннисном корте. Вскоре после этого молодые люди заключили брак в одном из московских Загсов. А спустя короткое время студентка Лариса вместе с мужем отправилась покорять «край света» – Камчатку. В 1941 г. у Дончуков родилась дочь Наташа. Оставляя дочурку на попечении родных, Лариса старалась вырваться к мужу на фронт. В том числе, в расположение 108 отдельной разведывательной эскадрильи, которая базировалась в Мурманской области, в поселке с экзотическим названием Африканда. В последний приезд в Африканду, в один из вечеров в комнатку, которую они занимали, наведались члены экипажа Василия Ивановича. Пили чай, как обычно, шутили. Хотя разговор то и дело переключался на задание, которое им предстояло выполнить. Ночь с 20 на 21 октября 1944 г. супруги провели вместе, а утром Лариса Дончук привычно проводила мужа к военному аэродрому. Но на базу самолет комэска Василия Дончука так и не вернулся.
Командир 108-й отдельной разведывательной авиационной эскадрильи Василий Дончук с членами своего экипажа - штурманом Николаем Абрамовым (слева) и стрелком-радистом Василием Кожуховым (справа), осень 1944 года, Мурманская область, аэродром поселка Африканда
Фотография сделана в период подготовки или проведения в период с 7 октября по 1 ноября осенью 1944 года Петсамо-Киркенесской наступательной операции войск Карельского фронта и Северного флота против немецкой группировки. Операция также известна в отечественной историографии как Десятый удар Сталина. В этот период Дончук сам, пилотируя транспортный самолёт, перевозил на новые аэродромы наиболее важное наземное оборудование, обеспечивая максимально быструю подготовку боевой части эскадрильи к разведывательным вылетам в район норвежского города Киркенес, где гитлеровцы в 1944 году сосредоточили большое количество живой силы и техники.
Сам Василий Дончук мог пилотировать самолеты 14 типов. Свой потенциал он в полной мере использовал для обеспечения высокой боеспособности эскадрильи.108-ю эскадрилью Дончук принял под командование после больших потерь, когда в ней оставались лишь три экипажа. Он сумел восстановить эскадрилью, смешивая экипажи так, чтобы опытные пилоты летали с начинающими штурманами и наоборот. Особое внимание комэск уделял бесперебойной работе наземных служб и своевременной переброске техники на новые аэродромы. Воздушная разведка, осуществляемая Дончуком и его эскадрильей, позволила 7-й воздушной армии уничтожить и вывести из строя более 150 самолётов на вражеских аэродромах. На самые трудные задания в дни Свирско-Петрозаводской операции командир эскадрильи вылетал лично. В июле 1944 г. Дончук был награждён вторым орденом Красного Знамени и получил звание гвардии майора.
Книга «В северном небе» написана ветеранами 5-го отдельного авиационного полка Гражданского воздушного флота, журналистами Федором Афанасьевичем Захаровым и Львом Сергеевичем Сергеевым
Книга посвящена друзьям – однополчанам, в том числе Василию Ивановичу Дончуку. На страницах 83-86 опубликован очерк «Сердце пилота», посвященный Василию Дончуку, его довоенной летной работе на Крайнем Севере и воинским подвигам. В очерке описано участие В. Дончука – командира авиационного отряда Гражданского воздушного флота - поисковых и спасательных операциях на Крайнем Севере в довоенное время. Кроме того, приводятся детали биографии и воспоминания о выдающихся воинских подвигах опытного пилота и командира 108-й отдельной разведывательной авиационной эскадрильи 7-й Воздушной Армии Карельского Фронта, за который позже И.В. Дончук был награжден орденом Ленина, и ему было присвоено звание Герой Советского Союза.
Василий Иванович Дончук в окружении боевых товарищей из 108-й отдельной разведывательной эскадрильи: штурмана старшего лейтенанта Николая Емельяновича Абрамова, старшего стрелка-радиста, старшины Василия Тимофеевича Кожухова, стрелка-радиста, старшего сержанта Афанасия Константиновича Сергеева и бортмеханика (слева ввернем ряду), имя которого, к сожалению, установить не удалось, осень 1944 года
Фото сделано в период подготовки или проведения (7 – 29 октября 1944г.) Петсамо-Киркенесской наступательной операции, которую называли «Десятый сталинский удар». Подготовка к ней требовала получения детальных данных о новой местности и оборонительных сооружениях фашистов на ней. А также оперативных о перемещении вражеских войск и техники, особенно кораблей и транспортов, которыми подвозили резервы. Разведчикам приходилось много летать.
Добыть наиболее полные данные о Киркенесе, военно-морской базе немцев, просил лично генерал Иван Туркель, генерал-инспектор ВВС Красной Армии, принимавший участие в подготовке операции. 20 октября 1944 г. Дончук принял решение лично вылететь на выполнение задания - сфотографировать на норвежской территории в районе города Киркенес аэродром и вражеские коммуникации.
Однополчане вспоминали, что, когда самолет гвардии майора Василия Дончука со штурманом старшим лейтенантом Николаем Абрамовым, старшим стрелком-радистом старшиной Василием Кожуховым и стрелком-радистом, старшим сержантом Афанасием Сергеевым был в воздухе, на аэродроме стало известно о том, командиру эскадрильи Дончуку присвоено высокое звание Героя Советского Союза. В эти часы весь личный состав находился на аэродроме Африканда. Никто не хотел уходить с летного поля. Все вслушивались, всматривались в небо, ожидая боевых друзей. Но встретить из этого последнего полета и поздравить командира с высокой наградой уже не довелось.
В штабных документах тогда появилась запись: «21.10.1944 г. экипаж не вернулся с боевого задания».