8 912 151 75 31
e-mail: museum1960@mail.ru

Первая. Воркутинская. Узкоколейная. Год 1939-й

03 августа 2024 г.

Первая. Воркутинская. Узкоколейная. Год 1939-й

К 90-летию c начала эксплуатации первой в Коми узкоколейной железной дороги

4 августа 1934 года открылось сквозное движение по первой в Республике Коми узкоколейной железной дороге, которая соединила первую в поселке Рудник шахту и самую северную пристань Печорского речного пароходства в поселке Воркута-Вом на берегу реки Уса.

На строительстве дороги летом 1933 и 1934 годов, которое продолжалось в общей сложности 103 дня,  трудились более 2200  человек, в подавляющем большинстве они были заключёнными.

Уже в первые пять лет эксплуатации узкоколейная железная дорога стала, по сути, кровеносной системой, которая снабжала необходимыми ресурсами все структурные подразделения ВоркутПечЛага (ВПЛ) и одновременно обеспечивала отгрузку потребителям добытого угля.

Представленный документ – Производственный отчет 1 отделения ВПЛ за 1939 года - позволяет в полной мере понять роль воркутинской узкоколейки в обеспечении слаженного функционирования всех лагерных подразделений и составных частей самой ВУЖД.

Особенно наглядно информацию о развитии дороги и всего Воркутлага раскрывают графические вкладки. На современном языке эти иллюстрации  справедливо можно назвать инфографикой.

Очевидно, выполненные художником, графические материалы дополняют текстовые и табличные отчеты, и сопоставляют количественные значения основных показателей отчетного 1939 года с аналогичными показателями 1937 и 1938 годов. Это позволяет в полной мере оценить масштабы перемен в системе ВПЛ и темпы развития промышленного потенциала Воркуты от года к году.

Предлагаемые посетителям для индивидуального, самостоятельного изучения копии иллюстраций к отчету дополнены выдержками из текстовой и табличной его части. Таким образом, в одном предмете раскрывается большой объем уникальных, подлинных, исторически важных и достоверных сведений о производственной деятельности и развитии не только самой первой в регионе узкоколейной железной дороги, но и всего воркутинского промышленного узла, а так же сложная структура взаимосвязей, объединяющих все подразделения ВПЛ.