Восемьдесят лет назад – 16 августа 1943 года – в блокадный Ленинград прибыл первый из десяти эшелонов со сверхплановым углем, который воркутинские горняки – вольнонаемные и заключенные – добыли во время фронтового месячника. Более 70 процентов угля, поступившего в Ленинград в дни блокады, было из Печорского угольного бассейна в Коми АССР.
Вырезка из газеты «Заполярная кочегарка» №45, воскресенье, 19 сентября 1943 года
-Речь идет об угле, добытом именно сверх плана, – уточнила «Республике» старший научный сотрудник Воркутинского музейно-выставочного центра Наталья Богуш. – То есть, был уголь плановый, он в Ленинград отправлялся с 1942 года. Всего за годы войны город-фронт получил из Воркуты 651 эшелон угля. Если их объединить в один состав, то его длина превысила бы 300 километров.
С 1 июня 1943 года в Воркуте был объявлен фронтовой месячник по добыче угля под лозунгом: «Десять эшелонов угля сверх плана герою – городу Ленина!». Одновременно газета «Заполярная кочегарка» опубликовала положение об открытии «фронтовых счетов» для внесения на них каждой тонны угля, добытой сверх плана шахтой, участком, бригадой или отдельным горняком.
Чтобы решить поставленную задачу, горнякам Воркуты нужно было выполнять норму на 200–300 процентов. Во время месячника не только забойщики, но и служащие (в свободное от работы время) спускались в шахты рубить уголь. Сотни шахтеров выполняли по два-три задания и были удостоены почетного звания «мастер угля», а 495 воркутинских горняков впервые открыли фронтовые счета для учета угля, добытого сверх плана.
В июне 1943 года было выдано угля на 27 851 тонну больше, чем в мае. Фронтовой месячник всколыхнул трудовую Воркуту, в дальнейшем такая ударная работа стала нормой для коллективов всех шахт и большинства других предприятий.
«7 августа 1943 года, состоялся митинг трудящихся Воркуты, посвященный отправке первого эшелона из числа 10 сверхплановой добычи в подарок городу Ленина», – писала «Заполярная кочегарка» в августе 1943-го. – «Первый эшелон угля отгрузил коллектив шахты № 4. Сопровождать его выехала делегация в составе Н.Д. Сухина, А.С. Филонова, Я.Е. Ветошкина. На торжественном митинге по поводу отправки первого из эшелонов выступили горняки города. Мастер угля Ванда Барсукова от имени горняков Заполярья вручила делегации лампочку «свет шахтера» в подарок руководителю ленинградских большевиков товарищу Жданову».
Фотография «Митинг в честь отправки первого эшелона со сверхплановым углем для блокадного Ленинграда», п. Воркута, 7 августа 1943 года из фондов ВМВЦ
В ноябре-декабре 1943 года был проведен еще один «ленинградский» месячник. В начале ноября Воркуту с ответным визитом посетила делегация трудящихся Ленинграда, которую возглавлял заместитель председателя исполкома Ленинградского совета депутатов трудящихся В. Агапов.
Всего в течение 1942 года шахты Воркуты отправили в Ленинград 60 эшелонов угля, в 1943 году – 89 эшелонов угля (212 тысяч тонн), что составило 71,6 процента всего твердого топлива города, в 1944 году – 155 эшелонов, в 1945 году – 347 эшелонов, включая 15 эшелонов угля, добытого сверх плана в фонд восстановления Ленинграда. Во время блокады уголь, поступавший в Ленинград, собирался на станции Коса на восточном берегу Ладожского озера. Из Косы по специальной «угольной трассе» его на машинах доставляли на западный берег озера к станции в районе деревни Ваганово. Затем уголь шел на предприятия и учреждения города, преимущественно на Кировский завод.
– Общее заблуждение, что воркутинский уголь в Ленинграде использовался для обогрева, – рассказала Наталья Богуш. – Это не так. Воркутинский уголь – коксующийся, до сих пор основное направление его применения – металлургия. Поэтому и в Ленинграде он использовался на производствах. Ведь в городе работали заводы, которые, в том числе, производили боеприпасы и вооружение, занимались ремонтом военной техники. Конечно, часть угля шла и на электростанции, потому что без электроэнергии не могли работать металлообрабатывающие станки, и другое оборудование, даже городское радио молчало бы. А отопление было в небольшой мере, например, в больницах или детских домах.
Коми АССР в годы войны прочно закрепила за собой роль основного поставщика твердого минерального топлива на европейском Севере и Северо-Западе и стала одним из центров по добыче и поставке этого топлива для фронта и тыла. После того, как в сентябре 1941 года фашисты оккупировали Донбасс, страна осталась без основного поставщика угля. В Коми АССР в условиях вечной мерзлоты воркутинцы возводили шахты, сюда тянули железную дорогу, чтобы обеспечивать бесперебойную добычу и доставку угля для оборонной промышленности Москвы, Ленинграда, Мурманска, Архангельска, Вологды, Кирова, Карело-Финской АССР, а также Северного и Балтийского Военно-Морских Флотов.
1943-й год стал переломным на фронтах Великой Отечественной. В это время в заполярную Воркуту прибывает генерал Михаил Мальцев, которого назначили начальником Воркуто-Печорского управления исправительно-трудовых лагерей НКВД СССР – «Воркутлага». 9 марта 1944 года на промышленной базе Воркутинских исправительно-трудовых лагерей был образован комбинат «Воркутуголь» НКВД. Мальцева назначили его руководителем, и он совмещал две руководящие должности.
На момент приезда Мальцева работали шесть шахт – №№ 2,3,4,6,8 и № 1 «Капитальная», а в 1946 году уже стало 11 шахт. Если в 1941 году Воркута добыла 309 тысяч тонн угля, то к 1945 году объем добычи вырос без малого в 10 раз: комбинат выдал 2,9 миллиона тонн. Именно в годы войны и при непосредственно руководстве Мальцева Воркута сформировалась как мощный промышленный центр.
В документальной повести Михаила Мальцева «Огонь из вечной мерзлоты» автор пишет: «Судьба фронтового города Ленина была особенно близка воркутянам. Экономически Печорский бассейн тяготел к Ленинграду. И, когда донецкий уголь перестал поступать в город, Воркута взяла на себя обязанности главного поставщика «черного золота». Первые шестьдесят эшелонов с воркутинским углем прибыли в Ленинград в 1942 году. Город находился в тяжелом положении… Но через Ладогу страна протянула городу Ленина руку помощи. Среди прибывающих грузов был и воркутинский уголь».
С первыми поездами, прибывшими по Северо-Печорской железной дороге, в Воркуту поступили первые отбойные молотки, эвакуированное оборудование из шахт Донбасса (лебедки, врубовые машины, насосы и др.). На постоянную работу в Воркуту по направлению партийных и комсомольских организаций прибыли более 100 опытных шахтеров, техников, инженеров из Донбасса, Подмосковного угольного бассейна, Кузбасса и Караганды.
К началу 1945 года мощность 17 эксплуатировавшихся и строящихся шахт Воркуты составила 6 миллионов тонн.
По объему угледобычи в конце войны Печорский угольный бассейн занимал пятое место среди других бассейнов страны. К концу войны производственная мощность его шахт была доведена до 3,4 миллиона тонн угля в год вместо 325 тысяч тонн в 1940 году.
В общей сложности в Печорском угольном бассейне в военные годы было добыто 8,6 миллиона тонн угля (7,7 миллиона тонн в Воркуте и 870 тысяч тонн в Инте) – в семь раз больше, чем за девять довоенных лет. Потребителями воркутинского и интинского угля были девять областей и две автономные республики, девять железных дорог, Северный и Балтийский военные флоты, 52 крупных промышленных предприятия, 35 крупных городов и транспортных узлов. Воркутинским углем полностью снабжались Архангельск, Северодвинск, Мурманск, Киров, Горький, Москва.
После снятия блокады Ленинграда, воркутинские шахтеры продолжали отправлять в дар городу уголь. В докладе об итогах работы в 1944 году начальника комбината «Воркутуголь» Мальцева на Пленуме обкома ВКП(б) 24 февраля 1945 года отмечено: «В истекшем году (1944) наш коллектив отгрузил своему шефу — городу Ленинграду 17 эшелонов угля, добытого сверх плана и приобретенного на средства трудящихся Воркуты».
Фотография «Памятная табличка рядом с локомотивом, установленным рядом с железнодорожным вокзалом Воркуты», г. Воркута, из открытых источников
Первый эшелон с углем в освобожденный Ленинград 28 июня 1944 года привел из Воркуты машинист Петр Дьяченко. В августе 1980 года паровоз Эм 720-24, который он вел, был поставлен на вечную стоянку на железнодорожном вокзале Воркуты. На памятной доске текст: «На этом паровозе 28 июня 1944 года машинист депо Воркута П.П. Дьяченко провел первый из десяти эшелонов угля, отправленных трудящимися Воркуты в подарок освобожденному Ленинграду».
4 ноября 1944 года «Заполярная кочегарка» сообщила о прибытии в Воркуту группы ленинградцев и подробно рассказала о составе делегации, которую возглавил Петр Стельмахович – руководящий работник Ленинградского горкома ВКПб. Во второй приезд в Заполярье у тружеников из города Ленина была особая миссия. 6 ноября 1944 года на торжественном собрании, посвященном XXVII годовщине Великой Октябрьской Социалистической революции руководитель делегации вручил шахте № 3, занявшей первое место в социалистическом соревновании по итогам третьего квартала 1944 года, переходящее Красное знамя исполкома Ленинградского городского Совета депутатов трудящихся. Гости провели в Воркуте десять дней, чтобы познакомиться с работой действующих и строящихся шахт, геологоразведочных участков, механических заводов и мастерских, ТЭЦ и кирпичного завода, научных отделов и проектных организаций, техникума и училища, больницы, школ, детских садов и театра. Все это было необходимо для организации шефской помощи, которую Ленинград обязался оказывать Воркуте для повышения технической оснащенности шахт и предприятий.
Из Ленинграда в Воркуту отправлялись не только паровые котлы, турбины, электрогенераторы и другие машины и механизмы, но и различное сырье – сталь, олово, медный провод, баббит, асбестовые изделия и другие технические материалы. Ленинградцы передавали Воркуте газетную бумагу и школьные тетради, канцелярские товары и театральный реквизит, огромные библиотеки политической, научно-технической и художественной литературы, спортивный инвентарь, медикаменты, музыкальные инструменты и многое другое.
В декабре 1944-го «Ленинградская правда» писала: «Мы, ленинградцы, помним в ряду многих суровых блокадных дней радостный день, когда через Ладогу, сквозь окружавшее город кольцо, к нам прибыли первые угольные эшелоны. Это горняки Воркуты, напряженно следившие за нашей борьбой, посылали нам дань своего восхищения. Этот уголь был вдвойне дорог тогда: и как топливо, и как знак любви».
На Пискаревском мемориальном кладбище есть памятная плита со словами благодарности горнякам Воркуты. На карте Санкт-Петербурга в год семидесятилетия Воркуты, появилась улица Воркутинская. На одном из ее домов есть мемориальная доска, посвященная горнякам Воркуты, которые добывали уголь, отправлявшийся в осажденный врагом город.
Фотография «Памятный знак на улице Воркутинская в г. Санкт-Петербурге», из открытых источников
Артур АРТЕЕВ
http://respublika11.ru/2023/08/20/sila-zapolyarnogo-uglya/