02 декабря 2022 г.
Окунуться в атмосферу Воркуты 1941 года позволяют уникальные исторические фотографии и документы, воспоминания и художественные произведения той поры, которые бережно хранятся в фондах Воркутинского музейно-выставочного центра.
Погрузка угля на причале пристани Воркута-Вом, 1935-1942 годы
Великую Отечественную войну Воркута встретила в статусе рабочего поселка, который входил в состав Кожвинского района Коми АССР. В 1941 году в рабочем поселке Воркута проживало около 30 тысяч человек, причем 27 393 из них были заключенными.
В июне 1941 года здесь действовала единственная угледобывающая шахта с производственной мощностью всего 300 тысяч тонн угля в год. Добыча угля велась исключительно ручным способом – кайлом и лопатой. Но уже в первом военном году воркутинские шахтеры сумели перевыполнить годовой план и добыть 309 тысяч тонн угля. Это было на 13% больше, чем в предвоенном 1940 году. Первый уголь для нужд фронта из Воркуты был отправлен уже в июне 1941 года: караван с наполненными углем баржами отправился от пристани Воркута–Вом.
Митинг на пристани Воркута-Вом в день отправки первого каравана с углем, июнь 1941 года
С началом войны воркутинцы перешли на особый военный режим работы: продолжительность рабочего дня на подземных участках увеличилась до 11 часов в день, а для всех поверхностных служб была установлена 12-часовая рабочая смена. В ускоренном режиме велись геологоразведочные работы для определения мест закладки будущих угольных предприятий.
Из воспоминаний Николая Васильевича Нешатаева, техника-геодезиста, который прибыл на работу в Воркуту 13 октября 1941 года и до 1976 года прошел путь от геодезиста до начальника топогеодезического отделения проектной конторы комбината «Воркутауголь»: «…Воркута представляла собой очень маленький поселок. Была тогда небольшая Шахтная улица, на Комсомольской улице здание управления да два одноэтажных дома напротив, позже надстроенных, три дома - на Красноармейской, один одноэтажный был там, где впоследствии началась улица Советская, а на том месте, где стояла первая школа, были три домика - квартиры руководства Воркутстроя и баня. Вот, собственно, и вся Воркута 1941 года!»
Общий вид на поселок Воркута. На переднем плане-временный копёр шахты № 1 Капитальная. 1940 годы
Единственное действующее в 1941 году угольное предприятие – первенец Воркутинского каменноугольного месторождения шахта № 8. Этот номер шахта получила в 1935 году после реконструкции первой, заложенной в 1932 году, разведочно-эксплуатационной шахты №1/2.
Одновременно строились шахты № 2, 3, 4, а концу 1941 года началось строительство еще двух шахт № 5 и №6. На высоком левом берегу реки Воркута полным ходом шли работы по возведению ТЭЦ и шахты № 1 «Капитальная» с проектной мощностью 750 тысяч тонн угля в год. В Воркуте функционировала первая, и на тот момент единственная в Коми АССР, узкоколейная железная дорога до пристани Воркута-Вом на реке Усе, существовало несколько сельхозов. Рядом с новыми строящимися предприятиями возводились при-шахтные посёлки. Действовало несколько отдельных лагерных пунктов.
Все эти объекты составляли структуру созданного Приказом НКВД СССР от 10 мая 1938 года Воркуто-Печорского исправительно-трудового лагеря – Воркутлага в составе Народного Комиссариата Внутренних дел СССР - одного из самых влиятельных ведомств той поры. С 9 марта 1944 года все производственные предприятия и исправительные учреждения Воркуты стали называться угольный комбинат «Воркутуголь», а в 1946 году он получил свое более привычное для нас название – комбинат «Воркутауголь». В открытых источниках подразделения Воркутлага всю войну именовались комбинатом Воркутстрой.
Тарханов Леонид, начальник комбината «Воркутуголь», 1940 год
Обязанности начальника Воркутлага исполнял капитан государственной безопасности Леонид Александрович Тарханов.
Л.А. Тарханов родился в 1899 году, в с. Великие Бубны Роменского уезда Полтавской губернии. С 1921 г. проходил службу в органах ВЧК-ОГПУ-НКВД. В 1937 г. - начальник отдела Административно-хозяйственного управления НКВД. В 1937-1938 гг. находился в действующем резерв НКВД. А с 1938 по 1943 гг. служил начальником Воркутлага НКВД СССР.
В 1944 году уже полковник административной службы Л.А. Тарханов был назначен начальником Управления строительства военно-морской базы в Порккала-Удд. С 1949 года начальник строительства Цимлянского гидроузла, Цимлянской ГЭС. Полковник Тарханов Л.А. награжден двумя орденами Ленина, орденами Отечественной войны I и II степени, орденом Красной Звезды, медалью «ХХ лет РККА».
Спустя несколько дней после начала войны в Воркуту стали поступать первые сообщения о ходе боевых действий, первые военные документы советского правительства. Жителям поселка объявили о проведении мобилизации. В 1941 году в действующую армию Кожвинским районным военным комиссариатом были призваны 260 воркутинцев.
В подразделениях Воркутлага с началом войны прекратилось освобождение заключенных, отбывших срок наказания. До окончания военных действий они обязаны были оставаться по месту отбытия срока. Все трудовые резервы были направлены на увеличение объема добычи угля, потому что территории Донецкого каменноугольного бассейна и Московского бассейна бурых углей оказались временно оккупированными уже в октябре-декабре 1941 года.
Воркутинские горняки, 1940-е годы
Объем добычи твердого топлива сократился более чем на 70%. Особенно остро дефицит угля почувствовали железнодорожники. Не хватало топлива как для выработки электроэнергии, так и для работы подвижного состава. После перевода паровозов на дровяное топливо почти в 2 раза снизилась скорость их движения, замедлилась эвакуация промышленных предприятий и населения, а главное, задерживалась доставка к линии фронта войск, всех видов довольствия, боеприпасов и военной техники.
Новый импульс развитию угледобывающих мощностей Воркуты придало постановление «О развитии добычи воркутинских и интинских углей и мероприятиях по обеспечению их вывоза», принятое Советом Народных Комиссаров СССР 12 февраля 1942 года. Этот документ правительства Советского Союза вывел на передний край борьбы за топливо Печорский угольный бассейн, который в короткое время должен был восполнить потерю двух крупнейших источников твердого топлива. Воркуте суждено было сыграть решающую роль в разрешении «дровяного кризиса» на восьми железных дорогах Северо-Запада и тем самым спасти положение на фронтах.
Общий вид шахты №1 «Капитальная», рабочий поселок Воркута, 1941 год