Уже в первом военном году по данным на 25 декабря 1941 года в ряды Красной Армии было мобилизовано 260 работников Воркутстроя, в основном инженеров и техников. Но, несмотря на кадровый дефицит, декабрь для предприятий и организаций заполярного шахтерского поселка прошел под знаком особой трудовой вахты, о чем 9 декабря 1941 года в передовице писала газета «Заполярная кочегарка» №85.
Газета «Заполярная кочегарка» №85, первая полоса, суббота, 9 декабря 1941 года
28 декабря 1941 года была сдана во временную эксплуатацию Северо-Печорская железная дорога. Первый прибывший в Воркуту поезд, в тот же день отправился в обратный рейс и прибыл на станцию назначения только в феврале 1942 года. Большое время, затраченное на дорогу, объясняется постоянными задержками из-за снежных заносов, а также тем, что насыпь была ненадежной из-за просадок и расхождения путей. Изначально дорога строилась ценой невероятных человеческих усилий и при сниженных технических нормативах.
Фотография «Строительство железной дороги». 1939-1940 годы, Коми АССС. Из фондов ВМВЦ
К 1 сентября 1941 года строительство участка железной дороги Кожва - Воркута было обеспечено шпалами только на 58,2 процента от потребности. Поэтому при технических нормативах 1600 шпал на один километр главного пути, укладывалось 700 - 900 шпал. На самом северном участке рельсы и шпалы укладывались прямо на мерзлую почву и лед без возведения земляного полотна.
Руководство Коми АССР высоко оценила труд горняков и строителей железной дороги. Уже 29 декабря 1941 года Указом Президиума Верховного Совета Коми АССР 28 руководителей и «лучших стахановцев» Воркутстроя и 87 руководителей и «лучших стахановцев» строительства Северо-Печорской железнодорожной магистрали были награждены Почетными грамотами Президиума Верховного Совета Коми АССР.
Работы на Северо-Печорской железной дороге продолжились и в 1942 году. В первом полугодии на железнодорожной магистрали построены железнодорожные мосты через реки Айюва, Уса, Косью, Кажим, Сыня, Сейда и Лек-Воркута. Летом 1942 г. был перекинут деревянный мост через Печору.
В стране не хватало металла. Поэтому в кратчайшие сроки были демонтированы и поставлены на строительство Северо-Печорской магистрали 1700 тонн мостовых пролетов со строительства Дворца Советов и 3000 тонн с Петровского завода, а также мостовое пролетное строение через канал Москва-Волга и железнодорожная ферма через реку Шексна. Для прокладки линий связи были сняты провода на строившихся участках железных дорог Хабаровск-Барановский и Хабаровск-Свободный. строительство железнодорожного моста через Печору завершилось только в декабре, в самом конце 1942 года.
Фотография «Поезд, идущий по новому мосту через реку Печору», 1943 года. Из фондов Территориального органа Федеральной службы государственной статистике по Республике Коми.
1 декабря 1943 года предприятия Воркутстроя включились в соревнование под лозунгом нового фронтового месячника.
Вырезка из газеты «Заполярная кочегарка» №64, среда, 1 декабря 1943 года
Трудовые коллективы спешили сообщить о принятых на себя повышенных обязательствах.
Вырезка из газеты «Заполярная кочегарка» №64, среда, 1 декабря 1943 года
Вырезка из газеты «Заполярная кочегарка» №64, среда, 1 декабря 1943 года
Вырезка из газеты «Заполярная кочегарка» №64, среда, 1 декабря 1943 года
Дополнительным стимулом для новых высоких трудовых достижений в декабре 1943 года стала седьмая годовщина Конституции, которую воркутинцы ударным трудом отметили 5 декабря 1943 года.
Вырезка из газеты «Заполярная кочегарка» №67, суббота, 11 декабря 1943 года
Вырезка из газеты «Заполярная кочегарка» №67, суббота, 11 декабря 1943 года
Вырезка из газеты «Заполярная кочегарка» №67, суббота, 11 декабря 1943 года
Лучшие производственные коллективы и ведущие передовики торопились выполнить плановые задания и взять на себя новые, еще более высокие обязательства.
Вырезка из газеты «Заполярная кочегарка» №67, суббота, 11 декабря 1943 года
Вырезка из газеты «Заполярная кочегарка» №69, суббота, 21 декабря 1943 года
К концу 1944 года комбинат Воркутуголь встал в один ряд с передовыми предприятиями угольной отрасти страны и смог полноценно включиться во Всесоюзное социалистическое соревнование. И это при том, что на одного вольнонаемного горняка приходилось до пяти заключённых шахтеров.
Уже с первых дней декабря 1944 года в газету «Заполярная кочегарка» стали поступать сообщения о новых рекордных достижениях тружеников Воркуты.
Вырезка из газеты «Заполярная кочегарка» №83, суббота, 2 декабря 1944 года
Вырезка из газеты «Заполярная кочегарка» №84, вторник, 5 декабря 1944 года
Вырезка из газеты «Заполярная кочегарка» №84, вторник, 5 декабря 1944 года
Фронтовой месячник 1944 года мобилизовал на участие в соревнование тружеников самых разных предприятий и организаций. Проходчики и добычники, металлисты и строители, отдельные мастера угля, бригады и целые шахты стремились перевыполнить не только установленные нормы, но и взятые повышенные обязательства, чтобы внести свою лепту в общее дело и помочь Красной Армии в боях с фашистами.
Вырезка из газеты «Заполярная кочегарка» №84, вторник, 5 декабря 1944 года
Вырезка из газеты «Заполярная кочегарка» №85, суббота, 9 декабря 1944 года
Вырезка из газеты «Заполярная кочегарка» №85, суббота, 9 декабря 1944 года
Вырезка из газеты «Заполярная кочегарка» №86, среда, 13 декабря 1944 года
Вырезка из газеты «Заполярная кочегарка» №87, суббота, 16 декабря 1944 года
Вырезка из газеты «Заполярная кочегарка» №87, суббота, 16 декабря 1944 года
Вырезка из газеты «Заполярная кочегарка» №87, суббота, 16 декабря 1944 года
Вырезка из газеты «Заполярная кочегарка» №1, понедельник, 1 января 1945 года
В декабре 1944 года шахтостроители заложили в Воркуте две новые шахты - № 25 и № 29. О том, как 15 и 20 декабря 1944 года прошли торжественные митинги в честь закладки новых шахт, сообщила газета «Заполярная кочегарка».
Вырезка из газеты «Заполярная кочегарка» №87, суббота, 16 декабря 1944 года
Досрочное выполнение годового плана отдельными передовиками, лучшими бригадами, участками и коллективами целых шахт стали самыми яркими новостями на газетных страницах.
Вырезка из газеты «Заполярная кочегарка» №86, среда, 13 декабря 1944 года
Вырезка из газеты «Заполярная кочегарка» №87, суббота, 16 декабря 1944 года
Вырезка из газеты «Заполярная кочегарка» №1, понедельник, 1 января 1945 года
Вырезка из газеты «Заполярная кочегарка» №1, понедельник, 1 января 1945 года
Вырезка из газеты «Заполярная кочегарка» №89, суббота, 28 декабря 1944 года
Результатом массового трудового героизма тружеников Воркуты стала большая производственная победа: 28 декабря 1944 года комбинат Воркутстрой досрочно выполнил годовое плановое задание.
Вырезка из газеты «Заполярная кочегарка» №1, понедельник, 1 января 1945 года
Наградой воркутинским горнякам стало переходящее Красное Знамя Государственного Комитета Обороны, но об этом воркутинцы узнают только в январе 1945 года.
По мере открытия новых фактов и событий список значимых дат будет пополняться.