Исследователи-полярники появились на берегу реки Воркута практически одновременно с первыми поселенцами. Это были геологи, метеорологи, почвоведы и гидрологи.
К числу профессиональных полярников справедливо можно отнести Владимира Константиновича Яновского, мерзлотоведа, доктора геолого-минералогических наук, который в 1936 году основал в Воркутинскую научно-исследовательскую мерзлотную станцию при Ухтинско-Печорском исправительно-трудовом лагере НКВД Воркуте. Начальник станции В.К. Яновский и два инженера – Л.А. Братцев и В.А. Кудрявцев стали пионерами стационарных исследований вечномёрзлых грунтов на европейском Северо-Востоке страны.
Владимир Константинович Яновский (1907-1955 гг.)
В 1958 г. станция была преобразована в Северное отделение Института мерзлотоведения АН СССР, а в 1964 г. отделение в Воркуте было передано Научно-исследовательскому институту оснований и подземных сооружений (НИИОСП) Госстроя СССР (с 1973 г. НИИОСП им. Н.М. Герсеванова).
Сотрудники ВНИМС у здания станции. 1940-е гг. Справа налево Л.А. Братцев, В.Ф. Жуков, В.М. Барыгин, Н.И. Салтыков, Г.П. Софронов.Фотография из фондов Воркутинского музейно-выставочного центра.
Исследователи Арктики – полярники – есть и среди наших современников-воркутинцев. Более 60 лет исследованиям биологических ресурсов Заполярья посвятила доктор биологических наук Маргарита Васильевна Гецен - альголог, ведущий специалист Республики Коми по проблемам экологии и охраны восточноевропейских тундр, инициатор организации стационарных исследований на Крайнем Севере, заслуженный эколог Российской Федерации, заслуженный работник Республики Коми, отличник охраны природы Российской Федерации, Ветеран труда.
Фото из личного архива М.В. Гецен
Маргарита Васильевна - автор более 200 научных работ, включая монографические сводки о научных основах природопользования. Под ее редакцией издано 26-ти тематических сборников и монографий. Ее научные издания стали хрестоматией для ученых самых разных специализаций – геологов, гидрологов, экологов, биологов, ботаников, ихтиологов и специалистов многих смежных наук.
Фото из открытых источников
Еще один пример – доктор Анатолий Николаевич Борисов, ставший участником двух советских антарктических экспедиций – 11-й в 1965-1967 годах, которая работала под руководством Л. И. Дубровина и Д. Д. Максутова и 14-й в 1968-1970 годах - под руководством Д. Д. Максутова. О судьбе доктора Борисова и его антарктических экспедициях прекрасно рассказал Федор Николаевич Колпаков.
http://museumworkuta.ru/publikacii/stati/antarkticheskij-vorkutinec/
А.Н. Борисов с пингвинами
Настоящие исследователи Арктики были и среди многих тысяч тех, кто оказался в Воркуте в годы репрессий. Геоботаник-болотовед, доктор биологических наук, узница Воркутлага, специалист мерзлотной станции, библиотекарь, переводчик, литературовед, поэт. Все это страницы из судьбы одного человека, удивительной женщины - Зельмы Федоровны Руофф.
Зелма Федоровна Руофф
В фондах Воркутинского музейно-выставочного центра всё разнообразие тундровых растений представлено в гербариях, собранных Зельмой Федоровной в 40-50 годах прошлого века.
Есть среди отбывавших в Воркуте наказание и настоящий полярный капитан, покоритель Северного морского пути - Юрий Константинович Хлебников.
Впервые в 2022 году широкому кругу воркутинцев о его яркой и трагической судьбе рассказал составитель сборника «Воркутинцы – участники Первой мировой войны 1914-1918 гг.» Федор Николаевич Колпаков. Сейчас фонды Воркутинского музейно-выставочного центра пополнились коллекцией предметов из архива семьи Юрия Константиновича Хлебникова. Документы и фотографии, переданные в дар музею сыном капитана-полярника, представляют большой научный интерес и открывают новые детали биографии капитана.
Большой интерес к личности и судьбе капитана Хлебникова проявляют многие исследователи истории освоения Северного морского пути. Ведь Юрий Константинович был участником легендарного, самого первого в истории освоения Арктики сквозного прохода по Северному морскому пути за одну навигацию. Во время той экспедиции 1932 года на ледокольном пароходе «А. Сибиряков» 32-летний Ю.К. Хлебников служил старшим помощником капитана.
На фото из семейного архива, снятом в 1932 году во время прохода по Севморпути, которое теперь хранится в фондах музея, совсем молодой старпом стоит слева от знаменитого Владимира Ивановича Воронина – капитана ледокола «А. Сибиряков». Кстати, уже через год, в 1933 года Юрий Константинович, награжденный орденом Трудового Красного знамени, займет капитанский мостик на этом судне. В 1934 году «А. Сибиряков» под командованием капитана Хлебникова доставит партию Ивана Дмитриевича Папанина на полярную станцию на мысе Челюскин, а в 1935 г. ледокол будет обеспечивать снабжение полярных станций.
Совсем недавно, об этих и других, пока еще самых первых результатах исследований коллекции предметов, переданных семьей капитана Хлебникова, воркутинские музейщики рассказали коллегам во время научно-практической конференции «Цель – Полюс: гений места», организованной Российским государственным музеем Арктики и Антарктики» и Музеем Г.Я. Седова Новоазовского района Донецкой Народной Республики. Конференция прошла 16 апреля в смешанном формате. Воркутинский музейно-выставочный центр - член Союза музеев России, включенный в Секцию арктических музеев, представила старший научный сотрудник Наталя Богуш. Она выступила по видеосвязи с сообщением на тему «Из архива семьи капитана Хлебникова: обзор музейной коллекции», представила коллегам некоторые предметы музейного фонда и рассказала о ходе исследований.
Итоги музейных исследований и ряд предметов из фондовой коллекции буду использованы при реализации большого межмузейного проекта, который Воркутинский музейно-выставочный центр реализует совместно с Филиалом Музея-заповедника «Музей Мирового океана» в Санкт-Петербурге – «Ледокол Красин». В 2025 году в честь 125-летия полярного капитана Юрия Константиновича Хлебникова планируется организовать выставку, рабочее название которой «Укротитель Северного ветра». Выставка будет работать в двух локациях: сначала на борту ледокола «Красин», которым капитан Хлебников командовал во время навигации 1964-1965 года, а потом на экспозиционной площадке Воркутинского музейно выставочного центра.