8 912 151 75 31
e-mail: museum1960@mail.ru

Антарктический воркутинец

Регион, в котором суждено было появиться нашему городу, мы, совершенно справедливо, считаем краем с исключительно суровым климатом. Но есть на планете места, где природа показывает мощь и силу в своем первозданном неистовстве. Таким местом до сих пор остается Антарктида. 

И есть люди, которые любили и любят даже этот беспредельно суровый шестой континент. Судьба одного из таких людей была долгие годы связана с нашим городом.

Анатолий Николаевич Борисов родился 23 апреля 1930 года в городе Орск Оренбургской области. Он получил образование в Саратовском медицинском институте, который закончил в 1956 году по специальности «Педиатрия». В Саратове познакомился с Эльзой Владимировной Одинцовой, с которой, поженившись в январе 1955 года, прожили вместе, без малого, шестьдесят лет. В декабре 1955 года в их семье родился первый ребенок – дочь Наталия.

Совсем немного проработал Борисов детским врачом в одном из детских садов поселка Нерль в Ивановской области. Открылась вакансия в интернатуру Ивановского медицинского института и молодой врач приступил к изучению новой для него области медицины – хирургии.

После окончания интернатуры Анатолий Николаевич работал в той же Ивановской области, в небольшом городке Южа. В 1963 году с семьей переехал в поселок Тикси. Здесь и сам Анатолий Николаевич с женой и их маленькая дочь, впервые воочию увидели и узнали что такое Заполярье. Жесткий климат побережья Ледовитого океана в памяти Натальи Анатольевны отметился свирепыми пургами. «Во время пурги папу на работу, в крохотную больницу, стоящую в нескольких десятках метров от дома, отправляли только привязанным надежным канатом», - рассказывает сейчас о той поре Наталья Анатольевна.

В Тикси Анатолий Николаевич знакомится с молодым инженером-гидрологом Артуром Николаевичем Чилингаровым, который в это время работал там, в Арктической научно-исследовательской обсерватории. Они сошлись, видимо, оба «болея» полюсами и высокими широтами, вместе самозабвенно увлекались футболом.

В 1964 году Анатолия Николаевича приглашают для подготовки и работы в Арктический и Антарктический научно-исследовательский институт, в Ленинград. Пройдя там специальную подготовку, доктор Борисов стал участником 11-й Советской антарктической экспедиции (1965-1967 гг.), которая работала под руководством Л. И. Дубровина, Д. Д. Максутова.

По традиции экспедиция уходила в путь из Ленинграда на дизель-электроходе «Обь», флагмане советских антарктических экспедиций. Экипаж и члены экспедиции прошли из Ленинграда во Францию, затем была стоянка в западной части Африки и далее до конечной цели их путешествия. Анатолий Николаевич провел на шестом континенте, на советской станции «Мирный» долгих два года, работал врачом-хирургом. Участники экспедиции вспоминают, что крохотное помещение операционной было самым чистым и стерильным, как и полагается, местом на станции. К счастью, не часто приходилось использовать операционную по назначению, но она всегда была готова к немедленной работе.

За долгие месяцы,  по многолетней традиции  советских и российских полярников, Анатолий Николаевич освоил смежную специальность «метеоролога». Вспоминал, как вел наблюдения, запускал в небо над ледником, на котором базировалась станция, метеозонды.

Наталия Анатольевна вспоминает: «Папа рассказывал о хорошей организацию экспедиции. Ученых и рабочих в Антарктиде, к слову сказать, кормили отлично, просто до отвала».

Там в Антарктиде Борисов стал очевидцем аварии вездехода «Харьковчанка» с памятным для всех антарктических полярников номером «23». Этот вездеход, бывая в Москве, он показывал жене и детям, когда на ВДНХ семья посещала выставку, посвященную освоению Антарктиды.

По окончании экспедиции на той же «Оби» все полярники, с заездом в Австралию, вернулись на родину. В 1967 году семья Борисовых приехала жить в Воркуту. Наверняка, после Антарктиды, суровый климат Воркуты, уже не казался Анатолию Николаевичу таким уж суровым. В его дневниках, к примеру, есть запись, об ураганном ветре на станции Халлетт, когда скорость ветра достигала 62 м/с. После этого даже «рыжковская пурга» с ее 40 м/с покажется «легким летним бризом».

Анатолий Николаевич начал работать в Воркуте хирургом во 2-й Коми республиканской больнице, во втором районе. Жена устроилась педагогом иностранных языков в ГПТУ-3. В их семье росли уже двое детей: Наталия и Михаил.

Во второй раз удивительная и такая притягательная Антарктида поманила к себе доктора Борисова спустя несколько лет. В1968-1970 годах он вновь оказался в Антарктиде в составе 14 Советской антарктической экспедиции под руководством Д. Д.  Максутова.

Круг работ был тот же – врач-хирург. Работала эта экспедиция на станции «Молодежная», которая с того времени стала базовой станцией наших исследователей на этом континенте. Во время этой экспедиции Анатолий Николаевич побывал на полюсе недоступности - точке, которую особенно трудно достичь из-за её удалённости от мест жизни и деятельности людей. Борисов сделал несколько фотография этого места, которое за 100 лет антарктических исследований посетило лишь несколько человек на планете. Сегодня, спустя сорок пять лет, из под снега виден лишь бюст В.И. Ленина и небольшой, меньше метра, пьедестал.

Во время экспедиций Анатолий Николаевич работал над научным трудом, который был посвящен изучению изменений состава крови человека, в условиях экстремальной обстановки, какой, безусловно, являлась полярная экспедиция.

Анатолий Николаевич, сохранил добрую память и теплые воспоминания о большинстве участников обеих экспедиций, в которых ему довелось участвовать. Со временем память стирала тот неизбежный «негатив», который появлялся при каждодневном, ежечасном, неумолимом общении людей, волею судеб, собранных в крохотном помещении антарктической станции. Уже в те годы, как врач, Борисов занимался простыми психологическими исследованиями. В его дневниках сохранился тест, иностранного психолога Айсенка, еще мало известного в те годы в нашей стране, даже его имя в ту пору писали через «с».

Как память об этих антарктических путешествиях Анатолий Николаевич бережно хранил 15 фотоальбомов, которые были собраны в Антарктиде. Очень любил фильм «72 градуса ниже нуля» и хранил у себя видеокассету с этой лентой. На ее кадрах запечатлена станция «Мирный», с которой началось и его знакомство с неповторимой Антарктидой.

Качества его характера, видимо, оттачивались в условиях антарктических экспедиций. Он знал множество анекдотов, и умел их восхитительно рассказывать. Вообще был прекрасным рассказчиком. Его много раз приглашали в воркутинские школы, где Анатолий Николаевич делился со школьниками своими воспоминаниями о своем уникальном антарктическом опыте, демонстрировал фотографии многочисленных альбомов, показывал чучела пингвинов. Одно из чучел было им подарено в Воркутинский краеведческий музей.

Борисов блестяще играл в шахматы, играл со всеми. В экспедициях он познакомился, работал с известными полярниками, ученными и путешественниками страны: Алексеем Федоровичем Трёшниковым, Юрием Александровичем Сенкевичем, Михаилом Емельяновичем Острекиным. Был знаком с автором повести «Семьдесят два градуса ниже нуля» Владимиром Марковичем Саниным, по мотивам которой был снят любимый у Анатолия Николаевича фильм.

В 2000 году в возрасте 70 лет доктор Борисов провел свою последнюю хирургическую операцию и уехал из Воркуты в знакомый и не менее родной для его семьи Саратов. С возрастом его все больше стала беспокоить болезнь глаз. Видимо, не прошли даром многочисленные месяцы, проведенные в высоких широтах. На большинстве фотографий, сделанных в Антарктиде, он с товарищами изображен в темных защитных очках. «Иногда, мы хулиганили», - вспоминал Анатолий Николаевич, рассказывает дочь врача-путешественника, - «снимали очки и смотрели без них на окружавшую нас белизну». Это и стало, скорее всего, причиной его серьезной слепоты к концу жизни.

Яркая и запоминающаяся биография!

Сегодня я знаю, еще только одного воркутинца, который бы побывал в Антарктиде. Но если И.Л. Шпектор гостил на ледяном континенте в течение нескольких дней, то Анатолий Николаевич Борисов, там жил и трудился  дважды, отдав Антарктиде четыре года своей удивительной и увлекательной жизни.

 

А.Н. Борисов с пингвинами

А.Н. Борисов с пингвинами

А.Н.Борисаов с пингвинами

Пингвины на фоне дизель-элетрохода «Обь»

пингвины на фоне дизель-элетрохода «Обь»

Жилье исследователей на станции «Мирный»

жилье исследователей на станции «Мирный»

Путешественники на «полюсе недоступности» в Антарктиде

путешественники на «полюсе недоступности» в Антарктиде

Колпаков Федор Николаевич - научный сотрудник

назад