8 912 151 75 31
e-mail: museum1960@mail.ru

Статьи

Что такое уголь?

Вопрос о том, как образовался уголь, возник с тех пор, как он был найден и открыт. 
А известен людям он очень давно, за много веков до нашей эры. Греки назвали уголь «антракс» и от этого слова получила свое название одна из разновидностей угля — антрацит. Растительное происхождение угля представил Михайло Ломоносов - каменный уголь («каменные уголья») как горная порода, образовавшаяся из торфа («турф»). 

 

Старший научный сотрудник Шевченко Марина Николаевна
Воркутинский механический завод

С начала разработки угольных месторождений в районе Воркуты возникла потребность создания технической базы здесь, на месте. Дорог, промышленных центров, ремонтных мастерских рядом не было. И первые мастерские были созданы в посёлке Рудник в 1934 году – РЭМЗ-1, ремонтно-механический завод впоследствии. Начало – кузнечный цех, механический, позже литье, электромеханический цех. От простого ремонта перешли к изготовлению разной продукции, обработке металла, в т.ч. литье и ковка (1940 год). 

Старший научный сотрудник Шевченко Марина Николаевна
Врубовая машина

Механизация угледобычи на шахтах Воркуты началась с применения отбойных молотков и врубовых машин. На выставке «Тепло вечной мерзлоты» в зале Печорский угольный бассейн представлен фрагмент врубовой машины, представляющий треть от истинного размера. 

Старший научный сотрудник Шевченко Марина Николаевна
Воркутинский отряд военизированной горноспасательной части Печорского бассейна.

Рассказывая об угледобыче, нельзя не упомянуть о горноспасательной службе, которая возникла в Печорском угольном бассейне 27 мая 1937 года.

Старший научный сотрудник Шевченко Марина Николаевна
Шахтерки военной Воркуты

Из цикла статей «История трудового подвига»

В годы Великой Отечественной войны в угольных регионах СССР тысячи женщин спускались работать в шахты, чтобы восполнить кадровый дефицит и заменить призванных на фронт мужчин шахтёров. Женщины Воркуты, безусловно, не могли оставаться в стороне от массовых патриотических инициатив, трудовых подвигов и общественных движений.

Массовый переход воркутинок на работу в забои шахт начался летом 1943 года после того, как 1 июня в газете «Заполярная кочегарка» было опубликовано открытое обращение 19-летней чертежницы горнорудной конторы Ванды Барсуковой с призывом овладеть горняцкими профессиями и внести свой трудовой вклад в скорейший разгром фашистов.

Вырезка из газеты «Ленинградская правда» от 27 августа 1943 года

 

Наталья Богуш, старший научный сотрудник
ВАНДА

Из цикла статей «История трудового подвига»

1 июня 2023 года исполнилось 80 лет с того дня, когда в Воркуте официально начало разворачиваться общественное движение под лозунгом «Девушки Воркуты, спускайтесь в забой». Его инициатором стала 19-летняя комсомолка Ванда Барсукова. Трогательное и проникновенное обращение юной чертежницы было опубликовано в газете «Заполярная кочегарка».  Отвечая на её призыв, на работу в шахты перешли сотни девушек Воркуты. 

Плакетка с газетной вырезкой 1943 года. Из фондов ВМВЦ 

Наталья Богуш, старший научный сотрудник
Знамя, зовущее к новым рекордам

Из цикла статей «История трудового подвига»

Особой наградой и знаком признания Родиной трудового подвига предприятий тыла в годы Великой Отечественной войны были Переходящие Красные знамёна Государственного Комитета Обороны. Значение этой награды сохранилось и в наши дни: документально подтвержденный факт награждения предприятий города переходящими Красными Знаменами ГКО является одним из условий для присвоение городу почетного звания Российской Федерации «Город трудовой доблести». Это звание было учреждено федеральным законом 1 марта 2020 года для увековечения подвига тружеников тыла в годы Великой Отечественной войны. В настоящее время из 1100 городов страны почетного звания «Город трудовой доблести» удостоены всего 53 города. И в их числе – Воркута. Массовый трудовой героизм и самоотверженность воркутинцев в годы войны отмечена высокими наградами.

Одна из высших наград, установленная в годы Великой Отечественной войны для передовых предприятий тыла – переходящие Красные Знамена ГКО, которыми были награждены комбинат «Воркутуголь», Воркутинская ТЭЦ (современная ТЭЦ-1), шахта №4. Все эти предприятия, как и строящаяся шахта №40 (сегодня – шахта «Воркутинская») становились победителями Всесоюзного социалистического соревнования в своей отрасли среди таких же предприятий.

Наталья Богуш, старший научный сотрудник
Передовики трудового фронта

Из цикла статей «История трудового подвига»

В годы войны стремление работников военных заводов и всех предприятий тыла перевыполнять установленные производственные нормы на 100 и больше процентов, стало трудовым ответом на воинские подвиги фронтовиков.

С первых дней Великой Отечественной войны трудящиеся Советского Союза по всей стране развернули социалистическое соревнование под лозунгом «Работай за себя и за товарища, ушедшего на фронт!». Уже в сентябре 1941 года высоких производственных показателей достигли рабочие Челябинского тракторного завода: токари, разметчики, фрезеровщики многократно, более чем в 10-13 раз перевыполняли плановые сменные задания. Движение двухсотников, трёхсотников, тысячников охватило комсомольско-молодежные бригады, новаторов и рационализаторов, организаторов фронтовых месячников и инициаторов других форм социалистического соревнования. 12 февраля 1942 года в Нижнем Тагиле фрезеровщик Дмитрий Босый выполнил плановое сменное задание на 1480 процентов. После этого его достижения движение тысячников стало по-настоящему массовым и получило распространение по всей стране.

Наталья Богуш, старший научный сотрудник
Все для фронта! Всё для Победы!

Из цикла статей «История трудового подвига»

Лозунг «Всё для фронта! Всё для победы!» родился в первые дни войны. 29 июня 1941 года он был упомянут в директиве Совета народных комиссаров - так в то время называлось правительство. А 3 июля он прозвучал по радио в обращении советского вождя И.В. Сталина и с того момента стал мощным стимулом для героических свершений в тылу, на трудовом фронте.

Плакат «Уголь фронту!», 1941-1945 годы

Наталья Богуш, старший научный сотрудник
По тундре, по железной дороге…

Из цикла статей «История трудового подвига»

Посвящается 81-й годовщине со дня прибытия в Воркуту первого поезда по Северо-Печорской железной дороге

28 декабря 1941 года в Воркуту по широкой колее прибыл первый состав, который в тот же день отправился обратно. Легендарная «овечка» - паровоз серии «ОВ» № 5831, которым управлял машинист Петр Петрович Дунаев, со скоростью 4-5 км в час тянул две двухосные платформы с углем и несколько вагонов с подарками, собранными воркутинцами для бойцов Красной Армии. За оставшиеся до конца 1941 года дни по новой железной дороге из Воркуты было отправлено потребителям 65 вагонов -1011 тонн заполярного угля.

Прибытие первого поезда по Северо-Печорской железной дороге в Воркуту, 28 декабря 1941 года

Наталья Богуш, старший научный сотрудник