Механизация угледобычи на шахтах Воркуты началась с применения отбойных молотков и врубовых машин. На выставке «Тепло вечной мерзлоты» в зале Печорский угольный бассейн представлен фрагмент врубовой машины, представляющий треть от истинного размера.
Первые отечественные врубовые машины стали производиться в 1927 году на Горловском заводе, и к 1950 году их количество на шахтах СССР достигло 4815 единиц. Врубмашина работает на ударном принципе: особым рычагом с переставным долотом рабочий направляет ударную часть машины, которая выдалбливает в угольной массе выемку шириной и глубиной по 1,5 метра и высотой от 40 до 15 см. Одновременно другой рабочий выгребает куски угля и угольную крошку. Расход же энергии на машину не более 2 лошадиных сил. За 10 часов работы такая машина может выбрать около 70 кубических метров или около 100 тонн (6000 пудов) угля, тогда как за такое же время два рабочих не выбрали бы и 25 тонну угля.
В Воркуте первые 5 устройств в 1940 году работали на шахте ½ (посёлок Рудник), и это были электрические врубовые машины ДТК-2 (Донецкая тяжёлая канатная) с передвижением вдоль забоя при помощи тягового каната.
Врубовая машина получила широкое распространение в угольной отрасли. И была увековечена на знаке «Отличник соцсоревнования Министерства Востокугля СССР», где изображен шахтер, работающий на врубовой машине. Так же схематичное изображение врубовой машины украшает спичечный коробок образца 1967 года (представлен на выставке), а при предъявлении удостоверения врубмашиниста-комбайнера (также представлено на выставке) можно было получить некоторые льготы.
Старший научный сотрудник Шевченко Марина Николаевна