8 912 151 75 31
e-mail: museum1960@mail.ru

И невозможное возможно

Этой судьбы не должно было быть. Нет, такой человек жил, учился, работал. Но то, как, где и главное кем он стал – невероятная реальность, возможная лишь в нашей стране.

Ксения Андреевна Пластинина – имя этой женщины знают многие воркутинцы. Именно многие, но не все, потому что время идет, время бежит, время несется. Для сегодняшних поколений молодежи на слуху имя другой Пластининой – модного модельера, представительницы столичного и заграничного творческого бомонда. Красивая и удобная одежда – это важно, но не очень. И наша Ксения Андреевна, тоже наверно, могла бы строить одежды, радовать девушек и женщин страны модными платьями. Но Родина, время и главное сама, Ксения Андреевна, все же, сделали иной выбор.

Ксения Пластинина родилась в феврале 1916 года. В следующем году мы будем вспоминать ее, отмечая столетний юбилей женщины-легенды. Город Архангельск, русский Север были ее малой родиной.

Первым приближением к Воркуте стало поступление в 1932 году в Ухтопечерский горный техникум. Тогда еще не существовало городов Ухты и Воркуты. Крохотный поселок на берегу реки Чибью был фактически «finis terra» – краем земли, доступным для жизни. В стенах техникума Пластинина не раз видела Якова Мороз и Матвея Бермана, крупных руководителей в системе Гулага – одиозных фигур «лагерного» прошлого нашей республики и страны.

В 1936 году состоялся первый выпуск воспитанников техникума. На производство убыли 10 эксплуатационников и 15 электромехаников. В составе группы из нескольких молодых специалистов прибыла на Воркуту, в поселок Рудник и Ксения Андреевна. Нелегко представить, как жилось первым жителям Рудника, кем бы они ни были вольными или заключенными. Невозможно, для нас сегодняшних, понять, как жилось здесь в оторванном от всей цивилизации краю, молодой, миловидной девушке. Большинство воркутинцев знают Ксению Андреевну по ее поздним фотографиям. Но есть одна фотография периода ее воркутинской юности, которая также известна многим (фото 1).

Пластинина была определена десятником горно-капитальных работ на шахту №1/2 Ухто-Печорского ИТЛ НКВД. На этой – своей первой горняцкой должности Ксения Андреевна отработала четыре года.

«… В сильные пурги котельная подавала гудки, чтобы люди, идущие в третью смену и возвращающиеся со второй, не заблудились. Весь поселок Рудник вместе с надшахтными зданиями занимал примерно 2 тыс. кв. метров. Нигде больше другого жилья не было. Куда ни глянешь – бесконечная холмистая тундра, а вверху небо, которое по ночам преображалось в нечто радужное и красочное», – уже много позже вспоминала Ксения Андреевна. Рядом с ней в это время живет и работает ее сестра – Зинаида.

Перед самым началом Великой Отечественной войны Ксению Андреевну назначают десятником, а затем и помощником начальника участка вентиляции шахты №1 «Капитальная». Каждый день она спускалась под землю, выполняя свои обязанности, которые жизнь, производство, да и просто здравый смысл создали для мужчин. Причем некоторые из них, спустившись один-два раз в околоствольный двор или квершлаг, для себя четко решали – «больше туда ни ногой».

Другой житель «заполярной кочегарки» заключенный Вениамин Васильев в своей повести «Вьюги Воркутлага» сохранил такую память о воркутинских шахтах той поры. «Без подготовки под землю идти страшно. Специального обмундирования никакого, в чем ходил, в том и полез в шахту. «Курсов подготовки» тоже нет. Считалось, шишки да ссадины научат», – писал он.

Ее звездным часом стали первые послевоенные годы. За шесть лет с 1948 по 1954 год Ксения Андреевна была отмечена четырьмя государственными наградами: орденом «Знак Почета», медалями «За трудовое отличие» и «За трудовую доблесть», и, наконец, орденом Трудового Красного Знамени. Это было тем более удивительно, что существовало четкое правило: ранее, чем через пять лет не представлять работника к новой награде. Столь щедро общество и государство отметили действительно особые заслуги Ксении Андреевны перед страной и народом. В Воркутинском музейно-выставочном центре существует внушительная коллекция документов, принадлежавших Ксении Андреевне. Среди них нет только ее фотографии с наградами. Как истинная женщина она когда-то давно передала в музей свои – сумочку, перчатки, веер, платье. Поверьте, очень изящные и по-своему модные. Ксения Андреевна успевала быть и заботливой матерью. В ее семье росли и воспитывались сын и дочь.

Через некоторое время, в конце октября 1956 года, она становится начальником шахтоуправления №2, которое разрабатывало северную часть Воркутинской мульды. Ее знания, опыт и талант нашли свое признание в шахтерской среде, которая очень осторожно принимает женщин равноправным субъектом этого неповторимого трудового сообщества. «Женщина-горняк», «первая женщина-начальник шахты» – это определение навсегда связано с именем этой отважной женщины», – говорит о ней А.Е. Бернштейн в своей книге «Аяч-Яга – изобильная река времени». В Воркуте, особенно в то первое и легендарное время были и другие женщины-горнячки. История города хранит память о Ванде Барсуковой и Елене Сагайдак и о многих других. Но уже давно Ксения Пластинина сохраняет заслуженное и уверенное первенство среди этих женщин с незаурядными судьбами.

Ксения Андреевна была заметным общественным и политическим деятелем Воркуты и Республики Коми. Ее избирали депутатом Верховного Совета Коми АССР. Она была удостоена звания «Заслуженный работник народного хозяйства Коми АССР». Отважная женщина не боялась с трибуны пленума горкома партии критиковать бездействие сотрудников городских комитетов партии и комсомола. Не раз ее критика заостряла внимание на работе заведующего промышленным отделом ГК КПСС В.И. Чернова, тоже легендарного руководителя Воркуты, который 7 января этого года отметил свое 85-тилетие.

В конце 1956 года ее переводят в управление комбината «Воркутауголь». Скоро К.А. Пластинина становится начальником отдела кадров комбината. Она работала в комбинате еще долгие 16 лет. Выйдя на пенсию, Ксения Андреевна перебралась в Москву.

Промысел наградил ее большой, удивительной и яркой судьбой. Пластинина проработала в Воркуте, в структуре комбината и производственного объединения «Воркутауголь» 37 самых первых, самых напряженных лет его существования. Ее послужному списку, регалиям и наградам может позавидовать любой труженик, не только женщина, но и мужчина.

Каждый раз удивляюсь энергии, силам и невероятной внутренней мощи представителей старших поколений нашей страны. Лишенные многого, в сложнейших условиях эти мужчины и женщины – титаны, смогли пронести через все тяготы и невзгоды любовь к отчизне, жизненную стойкость и непоколебимое стремление жить.

Ксения Андреевна Пластинина скончалась в Москве в окружении своих близких в 2002 году в возрасте 86 лет.

 

Ксения Пластинина, десятник горно-капитальных работ ш. №1/2 п. Рудник, 1937 г.

Руководство Рудника и шахты №1/2. Сидят: Кононов И.Л., Некрасов А.Е., Меркулов Н.Н., Усков А.Т., Пластинина К.А. Стоят: Туркин А.Д., Сердитов В.А., Филиппов Л.Н., Подраков П.Е., Переботский Н.В., Постыйков Д.И., п. Рудник, 1937 г.

Ксения Андреевна Пластинина. г. Воркута. Февраль 1966 г.

Колпаков Федор Николаевич - научный сотрудник

назад