В рубрике «Воркута – город сильных» впервые, и, наверное, единственный раз, разговор пойдет не только об одном человеке, но о многих. В «гулаговской» период своей исключительно насыщенной истории нашему городу суждено было стать местом страданий разных людей. Были здесь и безвинные жертвы политических репрессий, были бандиты с разбойниками всех мастей. Но была и особенная группа – «церковники», о которых Варлаам Шаламов, сам прошедший многие сталинские лагеря, говорил, что они единственные кто до конца, оставались людьми. Отметились они и на воркутинской земле.
Надо сказать, что первая волна гонений, пронеслась над Русской православной церковью в ту пору, когда еще толком не существовало не только Воркуты, но даже в поселке Рудник еще не был забит не один колышек. Не отметился наш город в скорбном мартирологе священства Республики Коми. К 1937 году когда, как говорят историки Коми края М.Б. Рогачев и М.В. Таскаев, было окончательно уничтожено все духовенство Коми АССР, Рудник был еще крошечным поселком. Вряд осужденные священнослужители составляли здесь хоть, сколько заметную часть, если вообще были. Значительный приток этой категории заключенных пришелся на последний период Великой Отечественной войны – время освобождения западных областей и республик СССР. Материалы, имеющиеся у современных исследователей, говорят, что наибольшее количество священнослужителей, были осуждены и прибыли в Воркуту в 1945-1950 гг.
Сейчас известны имена 146 священнослужителей, которые в этот послевоенный период отбывали наказание в лагерях Воркутлага. Были среди них: православные и католики, лютеране и униаты, священники и дьяконы из больших и малых населенных пунктов Советского Союза и стран Европы. Иногда встречались крупные церковные руководители, как например – Эдуард Бернгард, директор отделения Евангельской церкви в Австрии или Авксентий Григорьевич Бойчук, ректор одной из духовных академий. Надо признать – Бог хранил своих служителей. Не многие закончили в Воркуте свой жизненный путь.
Но были здесь и такие заключенные, которым судьбой было уготовано, как большие тяготы, так и особое, высокое служение. 15 января 1945 года по статье 193 пункту 7 «Самовольное оставление части» УК РСФСР был лишен свободы на 10 лет и отправлен в Воркут-Печорский исправительно-трудовой лагерь старший лейтенант Иван Сергеевич Извеков. Этому человеку уже пришлось пережить многое: принять монашеский постриг с именем Пимен в 1927 году, стать иеромонахом в 1931 году, быть в лагерях «за веру», повоевать два долгих года на фронтах Великой Отечественной. Он служил заместителем командира роты, помощником начальника тыла дивизии, был контужен, несколько раз ранен, особенно тяжело в августе 1943 года, когда был признан … «пропавшим без вести». После длительного лечения в госпиталях иеромонах Пимен проживал в Москве. К этому времени относится поворот руководства страны в сторону Русской Православной Церкви, которая словом и делом вновь доказала свою верность стране и народу. Было разрешено избрать Патриарха, советское правительство позволило демобилизовать с фронта священнослужителей. Это сообщение, видимо, сыграло с иеромонахом-старшим лейтенантом злую шутку. «Фронт оставил, а прихода не получил», – пришло к выводу следствие. Этого было достаточно, чтобы И.С. Извекова признали дезертиром, лишили воинского звания. Конфискацию имущества не проводили – изымать было нечего.
В Воркуте ему повезло. Извеков работал по одной из своих гражданских специальностей, был назначен санитарным инструктором. Здесь же он встретил Светлое Христово Воскресение победного 1945 года, которое выпало в том году на 6 мая. Тогда он, наверное, не мог представить, что спустя пятьдесят лет будет создана новая епархия на этой земле, и один из архиереев русской церкви будет именоваться – Воркутинским.
Новым «везением» стала сама статья – не политическая. Бывшего старшего лейтенанта Ивана Сергеевича Извекова освободили в ходе амнистии, которая была принята 7 июля 1945 года после Великой Победы советского народа над нацистской Германией. Уехав из города в сентябре 1945 года, он более никогда не бывал здесь.
После освобождения иеромонах Пимен поселяется в старинном Муроме Владимирской области. Ему предстояло еще много послужить; стать настоятелем Псково-Печорского Успенского монастыря (1949-1954) и наместником Свято-Троицкой Сергиевой Лавры (1955-1957). 17 ноября 1957 года архимандрит Пимен стал епископом Балтским, викарием Одесской епархии.
Главное событие его жизни состоялось 2 июня 1971 года. Тогда Поместный Собор Русской Православной Церкви единодушно избрал четырнадцатым Патриархом Московским и всея Руси – митрополита Пимена (Ивана Сергеевича Извекова). Патриарх Пимен будет руководить Церковью почти двадцать лет. Он станет инициатором и возглавит торжества, посвященные 1000-летию Крещения Руси, которые стали началом возрождения нашей Церкви в ХХ веке.
Возвращаясь к пережитому, Патриарх Пимен говорил: «Опыт моей жизни … учит нас быть оптимистами и никогда не забывать слов, сказанных Господом апостолу Павлу: «довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи» (2 Кор. 12, 9)».
Православная церковь всегда считала святыми мучеников за Христа. Тысячи верующих приняли в Воркуте страдания за веру, сотни их упокоились в этой земле, полив ее своей святой кровью. Мы сегодня здесь просто не можем жить плохо, в тоске и унынии. Любовь, сострадание, милосердие, живое участие в жизни близких – вот обязанность нашей памяти перед людьми, претерпевшими страдание и даже смерть в нашей воркутинской земле.
Интронизация Патриарха Московского и всея Руси Пимена 3 июня 1971 г.
Патриарх Московский и всея Руси Пимен
Фотографии из книги В.А. Никитина Патриарх Пимен. М.: 2011
Колпаков Федор Николаевич - научный сотрудник