В то время, начиная уж с 1936 года, молодой летчик Василий Дончук служил пилотом авиазвена Акционерного Камчатского Общества. Звено гидросамолетов МП-1 базировалась в одном из заливов Авачинской бухты, озере Халактырка и выполняло задачи перевозки грузов и пассажиров, поиск заблудившихся людей и кораблей. Дончук перебрасывал поисковые отряды геологов и перевозил грузы для золотоискателей Колымы и Чукотки, был на Камчатке, на Карагинском и Камандорских островах.
С техниками на самолете МП-1, Камчатка, 30-е годы.
Летательный аппарат типа МП-1 не имел сложного оборудования и даже радиосвязи, но мог разыскать в море рыбацкое судно и передать ему сообщение. Как-то Василий Иванович рассказывал сестре о том, как ему пришлось летать по руслу горной реки, ниже туч, нависавших прямо над верхушками деревьев. Он облетал все восточное побережье страны от Советской Гавани до Анадыря. В его задачу входила доставка грузов в труднодоступные районы, разведка местности.
Полученный опыт неожиданно пригодился во время боев у озера Хасан, куда Дончука вызвали по просьбе командования на разведку морских сил японцев вблизи района боевых действий. Супруга Дончука Лариса Филипповна позже вспоминала, как муж, предупредив, что ему предстоит важное задание, быстро собрался и ушел. Для нее потянулись томительные часы ожидания. Позже в документах Василия Ивановича было зафиксировано, что его участие в событиях возле озера Хасан продолжалось ровно 6 часов 40 минут. За это время на самолете «МП-1 бис» он успел совершить разведывательный полет протяженностью в 1250 километров. Полученные разведданные помогли командованию скорректировать план боевых действий, чтобы достичь победы советстких войск в Хасанских боях.
Хасанскими боями называют вооруженный конфликт с 29 июля по 11 августа 1938 г. возле озера Хасан с вторжением японских войск на территорию СССР. Это небольшое пресное озеро, расположенное на юго-востоке Приморского края у границ с Китаем и Кореей, в районе которого в 1938г. произошел военный конфликт между СССР и Японией. В начале июля 1938г. японское командование усилило гарнизон пограничных войск, располагавшийся западнее озера Хасан полевыми частями. Стягивание своих войск японская сторона объясняла тем, что пограничная зона СССР вблизи озера якобы, является территорией государства Маньчжоу-Го, дружественного и находящегося под покровительством Японии. 9 июля начались локальные провокации со стороны японских войск. Урегулировать конфликт в ходе переговоров между послом Японии в Москве Сигэмицус наркомом иностранных дел СССР Литвиновым не удалось.
Интенсивность пограничных столкновений нарастала. А 29 июля ранним утром под прикрытием тумана японские войска внезапно вторглись на советскую территорию у высоты Безымянной, убив пятерых пограничников. Утром 31 июля японцы открыли артиллерийский огонь и силами двух пехотных полков перешли в наступление. 6 августа части 32-й и 40-й дивизий Красной Армии при поддержке танков перешли в наступление, их действия поддерживали 250 самолетов. После ожесточенных боевых столкновений 9 августа 1938г. советские войска полностью очистили советскую территорию от захватчиков. И уже 11 августа в 12.00 военные действия у озера Хасан были прекращены.
Жена Василия Дончука Лариса Филипповна позже вспоминала: муж, предупредив, что ему предстоит важное задание, быстро собрался и ушел. Для нее потянулись томительные часы ожидания. Позже в документах Василия Ивановича было зафиксировано, что его участие в событиях возле озера Хасан продолжалось ровно 6 часов 40 минут. За это время на самолете «МП-1 бис» он успел сделать боевой вылет, во многом определивший исход вспыхнувшего конфликта.
За выполнение особого боевого задания пилот Дончук получил премию, которую потратил на покупку мотоцикла.
После боев на оз. Хасан. Мотоцикл, купленный на премию
Однако, уже 30 декабря 1938 года Василий Дончук был арестован, а 1 апреля 1939 осужден сразу по трем пунктам ст. 58. Следственное дело было прекращено начальником Управления НКВД по Камчатскому краю 2 августа 1939 года.
Копия уголовного дела. предоставлена Управлением ФСБ по Камчатскому краю
А 15 декабря 1939 года на имя Василия Ивановича Дончука было выдано удостоверение участника Хасанских боев. Согласно постановлению Президиума Верховного совета Союза ССР знак вручался Военным советом Первой отдельной Краснознаменной армии, которая принимала участие в боях. Нагрудный знак «Участнику Хасанских боев» был учрежден 5 мая 1939 г. Обладатели знака не имели никаких льгот, им не выплачивались денежные пособия со стороны государства.
Значок был выполнен в форме овала. Центральное место в нем принадлежит изображению бойца. В левой руке у него винтовка, позади — красное знамя. Боец находится на вершине сопки Заозерной. В правой руке граната, которую он собирается бросить. Вверху знамени, покрытого алой эмалью, небольшая золотистая 5-конечная звездочка. Под ногами бойца надпись «Хасан», помещенная на черном фоне. Ниже – алая эмалевая ленточка с золотистым кантом. На ней дата «6 VIII-1938». С левой стороны значка орнамент из листьев дуба, с правой - из ветвей лавра. Значок чеканился из цветного металла, поверхность знака была позолочена. Размеры 38×27 мм. На обороте нагрудного знака для крепления к форме предусмотрен штифт с гайкой.
Вскоре В.И. Дончук получил новое назначение – возглавить авиаотряд при управлении лагерями железнодорожного строительства «Бампроект». А весной 1941 года его направляют командиром отдельного авиаотряда специальной авиационной группы в Воркуту.
Напомним, что родился В.И. Дончук в Киеве, но воркутинцы считают его земляком, потому что в 1941году он служил командиром отдельного авиаотряда специальной авиационной группы, которая базировался в Абези под Воркутой и именно здесь после нескольких рапортов получил назначение на фронт.
В ноябре 1941 г. после нескольких поданных рапортов В. Дончук получил назначение на Карельский фронт. В расположение Северного особого авиационного отряда Гражданского воздушного флота (затем Карело-Финской особой авиагруппы ГВФ) он со своим бортмехаником Владимиром Лосевым прилетел на самолёте П-5. На нем же он осуществлял вылеты за линию фронта, доставляя боеприпасы партизанам и вывозя их раненых и военные донесения, а также обеспечивая доставку в тыл противника разведывательных и диверсионных групп. Вскоре он был переведен в боевую авиации, где очень пригодилась его специальность летного наблюдателя. Дончук участвовал в бомбовых налётах на вражеские военные объекты, в том числе на дальние расстояния. В ноябре 1943 г. он был назначен командиром эскадрильи 114 гвардейского ближнебомбардировочного авиационного полка 7-й Воздушной Армии Карельского фронта и с успехом бомбил скопления войск и стратегических объектов врага, в особенности аэродромов, прославившись умением находить замаскированные вражеские взлётно-посадочные полосы.
В мае 1944 года Дончук был назначен командиром 108-й отдельной разведывательной авиационной эскадрильи 7-й Воздушной Армии Карельского Фронта. Воздушная разведка, осуществляемая Дончуком и его эскадрильей, позволила 7-й воздушной армии уничтожить и вывести из строя более 150 самолётов на вражеских аэродромах. На самые трудные задания в дни Свирско-Петрозаводской операции командир эскадрильи вылетал лично.
Свой последний полет гвардии майор В. Дончук совершил 21 октября 1944 года. Выполняя боевое задание, экипаж «Бостона» А-20 из четырех человек под командованием командира эскадрильи гвардии майора В.И. Дончука, несколько раз выходил на связь, сообщая о передвижениях и скоплениях войск противника. Но на базу экипаж не вернулся.
2 ноября 1944 г. указом Президиума Верховного Совета СССР майору Василию Ивановичу Дончуку присвоено звание Героя Советского Союза. Так же он награжден орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденами Отечественной войны II степени, Красной Звезды, медалями. Имя героя носят улицы в Воркуте, в Киеве и в Хабаровске, а также средняя школа в Хабаровске.
ст. научный сотрудник Богуш Н.В.